Начинается визит министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в Сирию. Миссию посланника, наверное, лучше всего характеризует заявление премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, прозвучавшее накануне, в котором он назвал беспощадное избиение суннитской оппозиции "дикостью" и отметил, что если Башар Асад считает происходящее исключительно внутренним делом Сирии, то он ошибается. Турецкий премьер отметил, что две страны имеют общую границу протяженностью 850 км. "Наше терпение иссякает", - пригрозил глава правительства Турции.
Как известно, Сирия, у власти которой находятся алавиты, является ближайшим союзником Ирана в регионе и главной транзитной базой его военных поставок шиитской группировке "Хезболлах". Конечно, резкое заявление турецкого премьера прозвучало несколько неожиданно на фоне значительного потепления в отношениях, которое происходило в последнее время между Тегераном и Анкарой. Ведь совсем недавно соглашением разрешился давний конфликт Турции с Сирией из-за распределения водных ресурсов, с Ираном также был заключен ряд договоров в экономической и политической сферах. Однако на "похолодание" стали указывать отдельные фрагменты последних дней, когда Турция перехватила крупный груз иранского оружия, направлявшийся в Сирию, и конечным получателем которого, предположительно, должна была быть организация "Хезболлах".
Примерно в то же время Р.Т.Эрдоган начал критиковать Башара Асада за вооруженную конфронтацию с оппозицией и неоднократно призывал начать в стране политические реформы, чтобы стабилизировать ситуацию.
Предположения и прогнозы по поводу возможных шагов Анкары разнятся от дипломатических и экономических санкций до военной интервенции. По информации газеты "Таймс", турецкая армия, вторая по величине в НАТО, разработала план на случай чрезвычайной ситуации, подразумевающий ввод войск и создание "буферной зоны" на территории ее бывшей колонии, а фактически - вторжение.
"Существует риск, что Турцию втянут в региональную войну с Сирией - исламистское правительство Турции все жестче высказывается в адрес сирийского режима, которого еще недавно считало своим другом", - пишет "Таймс". Такой сценарий, чреватый распадом Сирии на несколько территориальных образований по этническим и религиозным признакам, вкупе с последними событиями в Египте, Ливии и несколько ранее в Тунисе, вполне укладывается в рамки плана США "Большой Ближний Восток", предполагающий под предлогом торжества демократии и экономического процветания региона свержение неугодных Вашингтону режимов.
По сообщениям западных СМИ, которые ссылаются на компетентные источники, план, однажды уже отвергнутый Большой Восьмеркой и резко раскритикованный многими странами мира, предусматривает передачу региональных банковских и финансовых дел в новые институты, формально международные, но, как Всемирный банк и МВФ, а также ВТО, фактически контролируемые Вашингтоном. Цель этого долгосрочного проекта Вашингтона состояла в том, чтобы полностью взять под контроль доходы от продажи нефти и в результате подчинить себе страны огромного региона, от Марокко до границ Китая. Их единственная общая черта состоит только в том, что они лежат в зоне, где враждебность к США является самой сильной, и в которой исламский фундаментализм в его антизападной форме является самым распространенным. В своем исходном варианте план предполагал всемерную поддержку Вашингтона силам оппозиции против неугодных правителей.
Географически революции "арабской весны" этого года идеально совпадают с "оперативной картой" плана Большого Ближнего Востока. Не укладывается в него, наверное, лишь нынешняя роль исламистского правительства Турции, вопреки своей резкой критике, фактически играющей на руку Израилю. Ведь от падения враждебного режима Б.Асада и ослабления влияния Ирана в регионе выиграет в первую очередь Тель-Авив.
По выкладкам аналитического сайта warandpeace.ru, падение дружественных или, по меньшей мере, "сотрудничающих" режимов в странах региона, усиление радикалов ХАМАС в секторе Газа, а также уход "по вине тех же израильтян" Турции от союзничества с Тель-Авивом "оставит Израиль среди руин политики своего военного доминирования в регионе". Однако последний демарш Р.Т.Эрдогана в отношении Дамаска и, как следствие, против Тегерана, по меньшей мере, ставит под сомнение правдоподобность такого утверждения.
|