Палестинское руководство ясно дало понять о своем намерении объявить в одностороннем порядке о независимости и добиваться приема в Организацию Объединенных Наций этой осенью. Хотя такой шаг может быть и оценен как политическая победа палестинцев, ведущая к дальнейшей изоляции Израиля на международной арене, однако она - эта победа, - в лучшем случае, будет носить лишь символический характер. На деле же ситуация на местах для палестинского народа вряд ли изменится в лучшую сторону. Напротив, такой односторонний шаг грозит разорвать тонкие нити правового и административного сотрудничества, которое было соткано между Израилем и Палестинской администрацией на протяжении последних 20 лет в рамках мирного процесса в Осло, в том числе промежуточного соглашения по Западному берегу и сектору Газа, который был подписан сторонами в 1995 году. Более того, продолжающееся сотрудничество между Израилем и палестинцами в 40 сферах повседневной жизни - в том числе по безопасности, водным ресурсам и налоговым вопросам - привело к относительному спокойствию на Западном берегу и дало импульс значительному экономическому росту палестинской экономики. Последствия обидного и крайне политизированного голосования в ООН, несомненно, несут в себе угрозу благополучию всех народов региона и наверняка отрицательно скажутся на продолжении процесса стратегического сотрудничества, которое привело к положительным экономическим и социальным результатам.
Кроме того, ни односторонняя декларация о независимости палестинского государства, ни имеющие явно политическую подоплеку действия в ООН не решат на самом деле все еще остающиеся на столе переговоров вопросы между Израилем и палестинцами. Они включают в себя и такие важные элементы, как установление границ, определение механизмов обеспечения безопасности, а также статуса Иерусалима, прояснение ситуации с беженцами и распределение жизненно важных ресурсов воды. Односторонний подход в попытках решить ключевые вопросы путем навязывания решения, приемлемого лишь для одной стороны конфликта, приведет к углублению и интенсификации противостояния, а также к дальнейшему нагнетанию взаимоотношений между оппонентами. Другой, требующий ясности вопрос, учитывая неминуемые действия палестинской администрации в ООН, это роль ХАМАС в будущем палестинском государстве. Этот вопрос приобрел особую актуальность и остроту в свете недавнего соглашения по примирению между ФАТХ и ХАМАС. Конечно, присутствие ХАМАС в каком бы то ни было палестинском государстве в качестве ключевого элемента было бы весьма проблематично, так как ХАМАС является террористической организацией, запрещенной во многих государствах мира. Организация открыто заявила, что не приемлет условия, выдвинутые квартетом по Ближнему Востоку (ООН, США, ЕС и Россия) - в том числе признание Израиля, отказ от насилия и признание ранее подписанных соглашений между Израилем и палестинцами. И при этом ХАМАС никак не скрывает своего стремления уничтожить Государство Израиль. И посему не ясно, каким образом поддержка палестинского государства, в котором ХАМАС будет играть ключевую роль, сможет содействовать урегулированию израильско-палестинского конфликта и концепции двух государств, живущих мирно бок о бок.
Как правые, так и левые правительства в Израиле приняли концепцию сосуществования двух государств и, соответственно, признают право палестинского народа на родину и государство. В настоящее время Израиль призывает палестинцев сделать то же самое. Реальный и прочный мир в регионе не будет достигнут путем односторонних политических демаршей в ООН или в любой другой организации. Это будет возможно лишь в том случае, если обе стороны сядут за стол и начнут переговоры в целях урегулирования нерешенных вопросов в двустороннем формате, без каких-либо предварительных условий. Односторонние действия в попытках изменить правовой статус спорных территорий станут плохим прецедентом и для других. Страны-стороны конфликта также хотели бы избежать подхода, когда решения спорных вопросов навязываются им извне - внерегиональными игроками. Израиль вновь призывает палестинцев незамедлительно вернуться за стол переговоров, чтобы завершить раз и навсегда мирный процесс, начатый почти 20 лет назад. Это может быть достигнуто только при совместной доверительной работе, и тогда идея двух государств станет реальностью. Без взаимного согласия обеих сторон успех в ООН обернется для палестинцев, в лучшем случае, пирровой победой.
|