Сейчас вы читаете газету за 03.09.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 03.09.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Культура  
 
 
О семье, семейном романе и роде Рафибейли
О семье, семейном романе и роде Рафибейли
Что такое семья?
Суббота, 03.09.2011


Ф.Н.ГАДЖИЕВ
размер шрифта  

"Ячейка общества" - скажут одни и будут правы; "организованная социальная группа" - скажут другие и тоже будут недалеки от истины. Непопулярный сейчас Фридрих Энгельс вообще считал, что без семьи не было бы деления общества на рода, классы, на все то, что составило основу современного общества, а следовательно, и государства.

Это мнение словно иллюстрируется литературой, для которой семья - не только средство отображения страстей человеческих, но и зеркало времени, посредством которого отцы и деды находят лазейку к сердцам молодых, как правило, скептически оценивающих опыт прошедших поколений. Литературоведами даже был вычленен жанр - семейный роман.

Мировая литература дает нам много примеров того, как вымышленные истории семьи, семейных кланов становятся своеобразными вехами развития нации, квинтэссенцией хорошего и плохого, что кроется в сокровенных глубинах человеческого сознания, окрашенного в те или иные национальные тона.

Однако сугубо национальное, как это часто бывает, лучше всего отражается в инородном. Начиная с германских эпических карликов - Нибелунгов русские Карамазовы и Турбины, английские Форсайты, немецкие Будденброки, французские Тибо, польские Поланецкие и другие заставляли русских мыслить, как французы; американцев - чувствовать, как русские, французов - жить страстями и идеями англичан. Так, не в последнюю очередь посредством семейного романа литература стала основой обмена мыслями, мировоззрениями, дала необычайно сильный импульс развитию человеческой души, связывающей воедино незримой, но необычайно крепкой нитью весь род человеческий, нивелируя расовые, религиозные, этнические различия.

И если в капле воды отражается мир, то в семейном романе часто отражается жизнь того или иного общества в переломный момент истории. Ведь не случайно "Сага о Форсайтах" появилась в конце Викторианской эры и начале новой эпохи, ознаменованной Первой мировой войной. С примерно того же предвоенного периода европейской истории начинается литературная жизнь семьи Тибо; судьба Турбиных - это слепок с русской истории времен революции и гражданской войны - самого страшного в истории ХХ века тектонического разлома русской национальной почвы.

Одним словом, семейный роман дается народу для осмысления собственной судьбы, национального характера, своего прошлого, откуда в настоящее пришли война и мир, ненависть и любовь, разочарование и надежда. Не осталась в стороне от жанра семейного романа и азербайджанская литература. Черты семейного романа присущи таким ее произведениям, как "Буйная Кура" И.Шихлы, "Магомед, Мамед, Мамиш" и "Семейные тайны" Ч.Гусейнова, и многим, многим другим.

Иного и быть не могло, учитывая то важное место, которое занимает семья в традициях азербайджанского общества. Писатель и публицист, политический и общественный деятель Рафаэль Гусейнов (депутат Милли Меджлиса, член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана, директор Музея литературы им. Низами - ред.) внес незаменимый вклад в формирование такого редкого для азербайджанской литературы жанра, как документальный семейный роман.

К этому жанру можно, без сомнения, отнести его последнюю книгу "Когда душа - частица имени Отчизны" ("Yurdun adindaki can"), увидевшую свет в Баку в 2010 г. (издательство "Элм")

Роман посвящен известной в Азербайджане семье Рафибейли, представители которой уже не первое столетие верой и правдой служат азербайджанскому народу. Самой известной представительницей его во второй половине прошлого века была Нигяр Рафибейли.

Поэтесса, общественный деятель, человек высокой культуры и редкого таланта, она одна была музой своего супруга - великого Расула Рзы. Н.Рафибейли, несомненно, была вдохновительницей жизненных успехов своих детей - маститого азербайджанского литератора Анара, глубоко и всесторонне образованной Фидан Рзаевой, востоковеда-арабиста. Автор этих строк, бывший недолгое время студентом Фидан ханум, хорошо помнит, как все девушки стремились быть похожей на нее, а молодые люди с удовольствием учили арабский язык, ибо она, как никто, могла быть простой и общительной без панибратства, весомой и авторитетной без строгости.

Видится, что без бабушкиного влияния не состоялась бы Гюнель Анар гызы, делающая очень уверенные шаги на литературном поприще; а брат ее Турал, может, и не стал бы Чрезвычайным и Полномочным Послом... История Азербайджана знает многих отпрысков этой известной фамилии, жизненный путь которых описан автором.

Внимание привлекает одно - все они (врачи, военные, педагоги), жившие и живущие в Азербайджане, Турции, России, США, Японии, избрали делом своей жизни стезю служения народу.

И фамилия Рафибейли, Рафибеков или Рафиев всегда была синонимом специалиста высокой пробы, человека глубокой культуры, искреннего патриота.

В центре повествования автор расположил фигуру средоточия всех этих качеств - отца Нигяр ханум - Худадат бека Рафибекова, известного врача, губернатора Гянджи времен АДР. Примечательно то, что, даже работая губернатором, он продолжал быть врачом, принимать больных, оказывать медицинскую помощь. Человек гуманной профессии, доктор Рафибеков отличался большой принципиальностью, умел, если надо, и "власть употребить". И подобно всем хорошим людям, он считал такими же порядочными, как и сам, всех окружавших его. Не сделав никому ничего дурного, Худадат бек не мог понять, что местные большевики, которым он добровольно сдал власть, пришли за ним, чтобы увезти на далекий бакинский остров и там расстрелять. Такие люди, как он, просто не могли предположить, что преданность своему народу и любовь к своей земле стали считаться не достоинством, а преступлением. Расправа над Худадат беком стала определяющим событием для жизни его родни, началом рассеяния части ее по миру.

Автор скрупулезно прослеживает родословную семьи, начиная с предшественников Худадат бека и его супруги - Джавахир ханум; дает панорамную картину деятелей АДР и азербайджанской интеллигенции того времени, прослеживая их незавидные судьбы жертв большевистского террора или изгнанников, живущих тоской по родине. Он знакомит нас с перипетиями нелегкой жизни разных ее поколений.

Порой, следя за жизнеописанием смелых, честных и бескорыстных людей, забываешь, что имеешь дело с документальным произведением. И начинаешь чувствовать себя участником событий приключенческого романа, где есть место встречам и разлуке, богатству и бедности, радости и печали, приязни и ненависти, словом, всему, что сопровождает жизнь семьи, судьба которой вплетена в бурную историю человечества в ХХ веке.

Очень важно, что Р.Гусейнов смог показать, что жизнь под прицелом чекистских наганов, испытания чужбиной не смогли превратить Рафибейли в обиженных на человечество угрюмых мизантропов. В любой жизненной ситуации представители этого славного рода сохраняли достоинство, жизнелюбие, оптимизм и необычайное трудолюбие.

Лев Толстой утверждал, что "люди, как реки": "каждый имеет свой исток, свое русло. С истока - с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных - начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдет, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций".

Видится, что в подтверждение слов великого русского писателя автору сполна удалось показать, как семейные традиции, мир, согласие и любовь сохранили и приумножили род Рафибейли, сделали его свидетелем нового независимого времени в жизни азербайджанского народа.

Времени, которое наступило именно благодаря самоотверженности и героизму таких людей, как Худадат бек.

Рискуя повториться, скажу, что каждая нация, встав на путь новой жизни, неизбежно обращается в прошлое в поисках образца для подражания.

И сделав достоянием читателя жизнь Худадат бека, его предков и потомков, Рафаэль Гусейнов нашел верный путь такого обращения, еще раз показав нам, каким важным подспорьем для дела национального строительства может быть литература.

А помощь своему народу в поисках себя - работа трудная и неблагодарная, но достойная глубокой признательности и высокой похвалы.

Статья подготовлена для сборника "Известия Азербайджанского историко-родословного общества" (АИРО) и печатается с согласия АИРО.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1
Array Новости по теме:

"История" для всех

Другие новости раздела
 
Искусство должно жить
Народному художнику Азербайджана Октаю Шихалиеву - 80

Увидело свет четвертое издание проекта "Халг эманэти"
Изданы "Избранные сочинения" народного поэта Гусейна Арифа

"Презумпция согласия"
На Московском фестивале представлена российская картина о жизни врача-азербайджанца

"Любовь и смерть"
19 сентября в рамках международного музыкального фестиваля Уз.Гаджибейли состоится показ балета Полада Бюльбюльоглу

Ростроповичи
Семейный портрет в интерьере

О покорении вершин турецкой сцены, мужчинах на каблуках и очередных свадьбах
Новости отечественного шоу-бизнеса



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика