(Окончание. Начало см."Зеркало" от 17 сентября 2001 г.)
Генерал взял в руки книгу, одел очки. Прошелся глазами по первой странице:
- Сынок, вчера у меня был ваш сотрудник, и ему я сказал. Это такая трудная работа, что один с ней я не справлюсь. Помню все, начиная с интереса к военному делу в детстве, учебу в военной гимназии, Михайловском артиллерийском училище в Петербурге, Русско-японскую войну, Мировую войну, деятельность в годы революции. Видимо, потому, что ни разу в жизни водку не пил, мясо не ел. Вообще, с детства у меня было отвращение к азартным играм и не свойственным людям развлечениям. Свободное время проводил за верховой ездой, за чтением книг. Возможно поэтому память у меня хорошая. Однако слух и зрение меня подводят. Видимо, постарел я. Не шутка, на жизненный путь я вступил в середине прошлого века.
Ученый очень обрадовался согласию генерала и ответил:
- Ничего, товарищ генерал. Я дам вам помощника. Вижу, что чувствуете себя неважно. Если не откажете, выделим вам комнату в первой больнице.
ArrayТам вы можете и лечиться, и воспоминания диктовать. Помощник будет днем и ночью находиться рядом с вами.
- Я не возражаю. Дома одному скучно. Даже читать врачи мне запретили. Однако хочу заметить - а в чем "провинился" ваш сотрудник, что его здорового помещаете в больницу...
- Это вас пусть не беспокоит. Он с радостью согласился на это. Понимает, что каждый эпизод ваших воспоминаний как воздух, как вода необходим солдатам и офицерам, переносящим ради свободы родины лишения, с призывом "За Родину" идущим на штурм врага.
- Я готов, - по-военному отчеканил генерал, - Но у меня есть одно условие. Начну с раннего детства. Потому что самая дорогая для меня пора. Хочу напомнить вам, что мой отец, Гаджи Исмаил ага Али Газах оглы, был мелким собственником, принадлежал к героическому роду, начало которого восходит к 1537 году. Наш прадед, Агдолаг Мухаммед, был известен смелостью в Газахском уезде. У него было два сына. Старший Шихы был умным и спокойным, младший Али Газах смелым, но неуравновешенным. Я потомок Али Газаха. Раньше оба брата жили в селе Газахлы. Когда семья Шихы разрослась, по-видимому, места стало не хватать. Поэтому они переехали несколько на запад, одни обосновались у моста Сыныг, а другие - на берегу Куры. Нынешние села Шихлы носят имя моего прадеда.
- Я слышал, что великий поэт Молла Вели Видади также приходится вам родственником?
- Приходится, сынок, - с гордостью сказал генерал. - Моя мать, Шахйемян ханым, является внучкой Видади. Два известных поэта того времени также являются представителями нашего рода. Вы слышали о Казым ага Салике и Мустафа ага Арифе Шихлинских?
- Да, в истории литературы были такие поэты. К сожалению, мало стихов дошло до нашего времени. Да и то благодаря Фирудин беку Кочарли...
Ученый почувствовал, что вспоминать прошлое для генерала было хоть и тяжело, но все же приятно. Здоровье подводило. Взволнованный генерал встал и взял толстую книгу с полки, нашел нужную ему страницу...
|