Сейчас вы читаете газету за 11.07.2012 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Среда | 11.07.2012
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > В мире  
 
 
Победители и проигравшие Европы
Среда, 11.07.2012


Йошка ФИШЕР, бывший министр иностранных дел Германии
размер шрифта  

Редко страна высокого полета возвращалась на землю за одну ночь, но это именно то, что недавно произошло с Германией. В футболе и политике страна воплотила неприглядную смесь высокомерия и самоотрицания. Она считала себя мерой всех европейских вещей, с точки зрения, как чемпионата Европы, так и Европейского Союза. В обоих случаях она обманывала себя.

В ту же ночь, когда сборную Германии победили итальянцы на чемпионате в полуфинале, канцлер Германии Ангела Меркель столкнулась с пределами своих полномочий на саммите лидеров еврозоны в Брюсселе. Из-за политического курса Германии, проводимого с начала кризиса евро два года назад, она очутилась в изоляции и не смогла противостоять союзу Италии, Испании и Франции.

У нее не было выбора, кроме как уступить и согласиться на далеко идущие изменения в новом финансовом пакте ЕС, которые упростят рефинансирование кризисных стран и их банков. Немецкая догма "никаких платежей без счетчика производительности и контроля", таким образом, была снята с повестки дня, и сделку заключили в утром с точностью до наоборот от того, что она хотела. Финансовый пакт был урезан почти до основания еще до того, как парламент Германии, Бундестаг, одобрил его в тот же день. Тем не менее, в плане разрешения финансового кризиса еврозоны соглашение, достигнутое в Брюсселе, не стало прорывом, поскольку, как и раньше, не удавалось выйти за пределы логики управления кризисом в узком понимании. Оно не предлагает стратегии преодоления кризиса на юге Европы, что означает, что угроза для еврозоны не была снята. Политически, однако, соглашение сводится к небольшой революции, поскольку оно изменило баланс сил внутри еврозоны: Германия сильна, но недостаточно, чтобы выйти сухой из воды, полностью изолируясь от других крупных европейских игроков. И стало возможным принятие решений, которые будут против интересов Германии.

По поводу поражения Германии во всем мире было почти открытое злорадство, лишь слегка замаскированное выражением солидарности с каменными лицами. Еще предстоит оценить полную меру политического ущерба для Южной Европы, который нанесла политика Германии, спасительных мер для еврозоны, с мерами строгой экономии, массовой безработицей и экономическим спадом.

Если бы Меркель хотела, чтобы в Брюсселе было достигнуто именно такое соглашение, то результат ознаменовал бы начало коренного пересмотра кризисной политики в еврозоне - и, следовательно, он бы стал выражением успешной государственной мудрости. Но в данном случае это стало полномасштабным поражением Германии, связанным с ее твердым отрицанием того, что немецкая политика резко снизила влияние страны в ЕС. Тем не менее, это действительно произошло: немецкое влияние в Европейском центральном банке значительно уменьшилось; министр финансов Германии не станет главой Еврогруппы; а теперь к этому добавилась катастрофа в Брюсселе!

Но поражение Германии, как бы оно широко не праздновалось, дает много причин для беспокойства. Во-первых, не все, что доказывает Германия, неверно: настоятельная необходимость в среднесрочной налогово-бюджетной консолидации и структурных реформах для повышения конкурентоспособности кризисных стран никуда не денется. Тем не менее, одинаково важным является снижение экономических дисбалансов, а также европейская координация политики для обеспечения роста.

Во-вторых, у немецких правых усиливаются симптомы политической паранойи: все предположительно хотят денег Германии; реальная цель наших англо-саксонских партнеров состоит в нашем ослаблении; и финансовые рынки не успокоятся, пока Германия не вложит все свое богатство и тем самым поставит под угрозу свой экономический успех. Германию "предает иностранцам" оппозиция, и "хороший" производительный капитал в очередной раз противопоставляется "плохому" спекулятивному капиталу. По мнению некоторых страниц немецких газет антикапитализм возвращается в новой форме, что влечет за собой ни что иное, как отказ от принципов Европы или даже Запада.

Конечно, в то время как немецкие правые грозят стать более националистическими, история не повторится, поскольку Германия сегодня изменилась, как и ее политическая среда. Тем не менее, все более евроскептическая Германия в самом сердце Европейского Союза может, учитывая ее большую экономическую мощь, создать серьезную угрозу процессу европейской интеграции. И, в то время, как это также может поставить под угрозу собственные интересы Германии, практические политические действия не всегда рациональны, особенно в периоды серьезных кризисов.

То же самое, кстати, относится и к Франции, за исключением того, что французы, в отличие от немцев, с трудом воспринимают передачу политического суверенитета, а для нас, немцев, все дело в деньгах. Оба этих умственных/политических блока в равной мере угрожают европейскому проекту.

Если результат недавнего саммита означает, что Франция и Германия отныне будут создавать союзы одна против другой, прячась за словесные выражения солидарности, мы можем забыть об общей Европе. Без функционирующей франко-германской оси европейский проект не может увенчаться успехом.

Обе стороны должны решить, действительно ли они хотят единую Европу - то есть, полную экономическую и политическую интеграцию. Экономически они должны выбрать или солидарную ответственность и переходный союз, или денежную ренационализацию. В политическом плане выбор состоит или в наделении необходимыми полномочиями общего правительства и парламента, или в возврате к полному суверенитету. Что мы знаем наверняка - это то, что как нельзя быть немножко беременной, так и существующий гибрид не является устойчивым.

В ноябре прошлого года Фолькер Каудер, лидер большинства в Бундестаге, хвастался, что "неожиданно Европа заговорила по-немецки". Он был неправ. Так же, как Испания (не Германия) остается эталоном европейского футбола, так и Европа, в лучшем случае, говорит на ломаном английском. С точки зрения сохранения европейского проекта все это к лучшему.

* * *

Материал публикуется в рамках сотрудничества газеты "Зеркало" и Project Syndicate /Institute of Human Sciences/ www.project-syndicate.org.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1
Array
Другие новости раздела
 
Победа или передышка
Воодушевление украинской оппозиции может оказаться преждевременным

В погоне за шпионами
Госдума России приняла закон об "иностранных агентах"

Египет: исламисты "показывают зубы"
Новый президент-исламист оспаривает решение хунты и Верховного суда



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика