В романе Александра Солженицына "В кругу первом" говорится о том, как сотрудники Министерства государственной безопасности СССР пытаются определить личность звонившего в американское посольство человека.
Действие романа происходит в послевоенные годы, когда разработки по фоноскопии (определение личности по голосу) в СССР делали первые шаги. К работе в определении личности предателя (а, по мнению советских чекистов, в американское посольство мог позвонить только предатель) были привлечены репрессированные ученые. В конце концов ученым удалось определить двоих подозреваемых. После этого их отстранили от работы. В дело вмешались "мастера заплечных дел". В результате каждый из подозреваемых заявил, что именно он звонил в американское посольство.
Как сообщает "Тренд", вчера в Баку состоялось предварительное слушание по уголовному делу Игоря Федосеева, предоставившего ложную информацию о заложенной на Маштагинской железнодорожной станции бомбе. Как сообщает агентство, 15 июня сего года в полицию поступил звонок о готовящемся теракте на Маштагинской железнодорожной станции. Взрыв, по словам звонившего, должен был прогреметь в 9 часов утра. В результате оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками 14-го отделения полиции Сабунчинского РУП, был задержан представивший в полицию ложную информацию о заложенном взрывном устройстве житель поселка Маштага Игорь Федосеев. Ему предъявлены обвинения по статье 216 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) Уголовного кодекса.
Волна "телефонного терроризма" настигла Азербайджан сравнительно недавно. Для тех, кто не знаком с этой терминологией, объясним, что телефонными террористами называют правонарушителей, которые посредством лживой информации пытаются посеять панику в обществе. Эта терминология закрепилась за ними потому, что они предпочитают передавать информацию посредством телефонного звонка.
Напомним о том, что деятельность телефонных террористов наносит огромный вред экономике государств. Ведь для того, чтобы обезвредить мнимую бомбу, сотрудникам правоохранительных органов приходится организовывать вывоз граждан из помещения, где якобы должен прогреметь взрыв. А это требует определенных материальных затрат. Кроме того, также приходится пресекать деятельность организаций, как частных, так и государственных.
С появлением телефонного терроризма появились и методы борьбы с ним. Наиболее современными являются фоноскопические лаборатории, имеющие расширенные базы данных. Экспертиза, проведенная в этих лабораториях, позволяет по голосу точно определить личность звонившего и составить его фоторобот, даже если человек говорит в трубку, изменив голос. Эксперты различных стран неоднократно выражали надежду на то, что развитие фоноскопических экспертиз в дальнейшем принципиально улучшит борьбу с этим видом терроризма.
Мы решили узнать, как азербайджанские правоохранительные органы борются с телефонным терроризмом, и существуют ли в Азербайджане фоноскопические лаборатории?
Сотрудник пресс-службы Министерства внутренних дел Эхсан Захидов заявил нашему корреспонденту, что ему об этом ничего не известно. "Позвоните завтра. Я узнаю и сообщу вам", - посоветовал он. Наш корреспондент решил не дожидаться завтрашнего дня. Ему удалось связаться с главным инспектором-криминалистом из МВД Чингизом Агаевым.
Он сообщил о том, что в Азербайджане проводится сравнительное исследование голоса. "У нас также существует центральная база фотороботов", - отметил инспектор-криминалист.
Ч.Агаев заметил, что фоноскопические лаборатории объединяют оба эти направления. "В нашей стране такого рода лабораторий не существует", - отметил Ч.Агаев.
Как сообщил криминалист, в Азербайджане личность телефонного террориста определяется оперативным путем. "У государства существует договоренность с "Азерселл", и в случае возбуждения уголовного дела мы можем в процессуальном порядке установить личность звонившего и того, с кем он связывался. Но проведение экспертизы телефонных разговоров у нас не проводится. Если к нам обратятся для экспертизы, то мы можем определить соответствие голоса позвонившего с голосом подозреваемого, задержанного около телефона", - заявил инспектор-криминалист.
Послесловие. По словам эксперта, лишь при наличии подозреваемого правоохранительные органы Азербайджана могут определить личность телефонного террориста. А если подозреваемого просто нет? И телефонный террорист не станет задерживаться около телефона и просто уйдет? Тогда как? Представьте, дорогой читатель, сколько человеческой энергии и государственных (то есть наших с вами средств - авт.) можно было бы сэкономить при наличии в стране фоноскопических лабораторий.
|