Сейчас вы читаете газету за 19.09.2009 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 19.09.2009
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Удивительная жизнь Исы Султана Шахтахтинского
Неизученные биографии исторических личностей подобны непрочитанным книгам...
Суббота, 19.09.2009


Вилаят Гулиев
размер шрифта  

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 12 сентября 2009 г.)

В уникальном издании "Представители революционного движения в России. Биобиблиографический словарь" значится и имя студента Петербургского института земледелия Исы Султана Шахтахтинского. В секретной информации жандармерии указано, что он был даже исключен из института за революционную деятельность.

Однако достоверно известно, и об этом свидетельствуют документы, что в 1874 году Шахтахтинский блестяще завершил учебу в Институте земледелия с дипломом бакалавра, а потому жандармская информация выглядит сомнительной. Вместе с тем, весьма вероятно, что Шахтахтинский на время был отстранен от занятий, но впоследствии ему удалось восстановиться в институте. Не исключено также и влияние князя Ливена - поклонника талантов азербайджанца.

В информации жандармского управления указывается, что Иса Султан был активным членом "Кружка кавказцев". Как видно из названия организации, здесь были представлены в основном студенты-выходцы с Кавказа. Азербайджанцы, грузины, армяне, представители горских народов Кавказа собирались на конспиративной квартире О.В.Канановой, знакомились с запрещенной литературой, составляли различные прокламации, обсуждали способы распространения революционных идей в массах, обменивались мнениями о будущем пути развития своих народов.

Иногда подобные сходки устраивали за городом, на летних дачах, временно оставленных хозяевами без присмотра. Наряду с Исой Султаном Шахтахтинским в активных участниках кружка числились М.К.Кипиани (1) (младший брат упомянутого выше Д.Кипиани - В.Г.), Г.Ф.Жданович, М.Г.Баев, Н.А.Худадатов, Шахназаров и Искендеров (инициалы последних двоих в информации не указаны - В.Г.).

Деятельность "Кружка кавказцев" казалась выследившей их полиции столь важной и значительной, что об этом было доложено лично императору Александру II, по распоряжению которого в 1874 году над членами кружка, в том числе и над Исой Султаном, был установлен негласный полицейский надзор.

Примечательно, что начиная с 60-х годов XIX века молодые азербайджанцы, поступившие на учебу в российские университеты Москвы, Петербурга, Казани и др., не ограничивались лишь посещением занятий, учебой. По мере возможности они интересовались политическими процессами в стране, не оставались в стороне от расширяющегося студенческого движения. Малочисленные азербайджанские студенты сотрудничали с друзьями - представителями иных культур и национальностей - в борьбе с самодержавием.

Понятно, что на начальном этапе у них не было четко выраженной национально-политической программы. Не было и ясного представления, какие конкретно блага получит их маленькая страна, их народ в результате победы революционного движения, к которому они примкнули. Одно было понятно - так дальше жить нельзя, было необходимо бороться за смену системы сложившихся отношений.

Революционный дух и чувства непримиримости, охватившие студенческую молодежь России, не обошли и темпераментных кавказцев.

В этих условиях И.С.Шахтахтинский не был первым и единственным азербайджанцем, подвергшимся преследованиям полиции за свои политические убеждения. У него были и предшественники и последователи.

Когда Иса Султан еще учился в Тифлисской реальной гимназии, московской полиции удалось напасть на след созданной С.Г.Нечаевым организации "Народная расправа" и арестовать многих ее членов.

ArrayСреди них оказались и студенты-азербайджанцы Московского университета - Ибрагим Рагимов, Гамид Гаджибеков, Идрис Шаниев и Талат Халилов.

Возникают чувства гордости и восхищения за азербайджанских юношей, сумевших в совершенно чуждой обстановке, среди людей чуждых религии и языка, за тысячи километров от родины найти свое место в рядах смельчаков, восставших против империи, которая держала азербайджанский народ под игом, постоянно давая понять, что для империи они "туземцы", "иноверцы", "граждане второго сорта". Но судьба вела их разными путями.

Наше повествование об Исе Султане Шахтахтинском еще впереди.

Гамид Гаджибеков родился в Тифлисе в 1850 году. Отец его - Мирза Мухаррам был офицером русской армии, служил в чине майора в Главном управлении Кавказского наместника и выполнял обязанности переводчика с восточных языков. Мирза Мухаррам в совершенстве владел арабским, фарсидским, турецким, русским и французским языками. Вместе с Аббаскули ага Бакихановым являлся составителем книги "Кешфюл-караиб" - "Открытие диковин", повествующей об открытии Христофором Колумбом американского континента. Поддерживал дружеские отношения с такими выдающимися личностями своего времени, как Мирза Фатали Ахундов и Исмаилбек Гуткашенлы, был избран членом Кавказского отделения Российского географического общества.

Гамид Гаджибеков, выросший в такой интеллигентной семье, в 1868 году окончил Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако через год перевелся на медицинский факультет. В 1869 году стал членом "Народной расправы", выполнял ряд поручений этой организации.

В феврале 1870 года он приехал в Тифлис для участия в похоронах матери, где был арестован и как особо опасный государственный преступник препровожден в Петербург и заточен в Петропавловскую крепость. В 1871 году на судебном процессе над членами "Народной расправы" Гамиду Гаджибекову удалось доказать свою невиновность, реабилитироваться и освободиться из-под стражи. Однако ему было запрещено продолжать образование в университете и в будущем работать на ниве народного просвещения.

Вместе с тем бывшие друзья-единомышленники молодого азербайджанца сочли факт его оправдания как измену революционному делу. В состоянии сильнейшего душевного стресса 22-летний Гамид Гаджибеков в 1872 году покончил с собой. В то время Иса Султан уже был студентом Петербургского института и, естественно, не мог не слышать о той потере, которую понесла малочисленная азербайджанская община российской столицы.

В отличие от Гамида, не вынесшего тяжести испытаний, другой азербайджанец - член "Народной расправы" Ибрагим Рагимов не отступал от своих позиций и продолжал бороться до конца.

Он родился в 1849 году в селении Дагкесемен нынешнего Газахского района. Его отец - Молла Рагим Сулейман оглу был преподавателем шариата в Тифлисской гимназии.

В 1867 году Ибрагим стал студентом факультета естествознания Московского университета, затем продолжил обучение на медицинском факультете. В 1869 году был арестован как один из активных членов "Народной расправы". При обыске в его квартире был найден шрифт для подпольной типографии. После двух лет отсидки в Петропавловской крепости Ибрагим Рагимов был лишен права на образование в российских университетах и выслан в город Александровск Херсонской губернии под надзор полиции сроком на пять лет.

В начале 1872 года Рагимов прибыл к месту ссылки и устроился на работу в Лозово-Севастопольской железнодорожной больнице, а в апреле того же года бесследно исчез. Российская тайная полиция сумела напасть на его след лишь спустя 15 лет.

Только в 1887 году в руки полиции попало письмо Ибрагима, адресованное товарищу по учебе Л.А.Тетельману, в котором И.Рагимов писал, что, несмотря на арест и преследования, он за все эти годы продолжал и будет продолжать распространять революционные идеи и считает это долгом чести каждого гражданина.

Где же был Ибрагим Рагимов эти долгие 15 лет?

Для молодого азербайджанца началась жизнь, полная приключений, когда в 1872 году он нелегально отправился в Европу, где учился сперва в Венском, затем Йенском университетах. В годы европейской эмиграции он продолжал усваивать революционные идеи, посещал марксистские кружки. В 1880 году Ибрагим вернулся в Россию, осел в Харькове и долгие годы работал врачом в губернской земской больнице. Его дочь - Сона ханум Велихан - будущий профессор-офтальмолог, получившая образование в Западной Европе, родилась именно в этом городе в 1883 году.

Никогда не терявший связи с Азербайджаном, Ибрагим Рагимов вернулся на родину только в 1925 году, тяжело больным, и скончался в Баку в 1927 году. Его необычный жизненный путь отражен в исследованиях отечественных ученых-историков В.Самедова и Н.Тахирзаде, а также в публикациях покойного журналиста Османа Мирзоева.

Аскерага Адигезалов-Горани (1857-1910), обучавшийся в Москве, в Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, в своем письме от 4 октября 1875 года своему учителю Гасанбеку Зардаби отразил активную жизненную позицию азербайджанской молодежи и критическое отношение к общественным процессам.

Неудовлетворенный умеренным с его точки зрения курсом, избранным газетой "Экинчи", Аскерага с присущей молодым людям горячностью протестовал против позиции, занятой его учителем, следующим образом: "Мне кажется странным предупреждение об отказе от критики общества. Действительно ли в программе "Экинчи" есть такой пункт? По-моему, отказываться от критики общества значит соглашаться с обществом, поддерживать его отношение ко всем проблемам. Действительно ли мы должны поддерживать все принципы мусульманского общества? Для чего же нужен тогда "Экинчи"?"

Далее автор письма касается роли азербайджанской молодежи, в первую очередь университетского студенчества: "Мы обязаны бороться с современным обществом и положить свою жизнь на алтарь победы. У нас с Керимом в Петербурге были долгие беседы о новом обществе - Обществе помощи бедным мусульманским студентам".

Упомянутый здесь Керим - известный врач и общественный деятель Керимбек Мехмандаров (1854-1929) - прибыл в Петербург через год после Исы Султана Шахтахтинского и в 1873-1879 годах учился в Петербургской военно-медицинской академии. Он также не жалел сил и средств для сплочения всех азербайджанских студентов российских университетов в борьбе за свои права и права представляемого ими народа.

Другой ученик Гасанбека Зардаби по Бакинской гимназии - позднее депутат I Государственной Думы от Шамахинского округа - Мамедтаги Алиев также учился в Петровско-Разумовской академии и был активным организатором "Кружка кавказцев", объединявшего азербайджанских, грузинских и армянских студентов.

Письма М.Алиева своему учителю раскрывают его революционный дух, глубокий аналитический ум, критический взгляд на происходящие в обществе процессы.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика