Всесильный властелин Ливии - Муаммар Каддафи
 |
Сын простого бедуина-кочевника смог сделать головокружительную карьеру
Суббота, 03.04.2010
Фуад МАМЕДОВ-ПАШАБЕЙЛИ |
размер шрифта |
|
|
|
В сентябре прошлого года весь мир облетели фотографии и новости несколько юмористического характера. Но тот, кого касались эти новости, был в своих решениях весьма серьезен.
Лидер Ливии Муаммар Каддафи перед началом Генеральной ассамблеи ООН вознамерился в Нью-Йорке раскинуть свой бедуинский шатер. Не дали ему возможность сделать это. И, по-видимости, сильно разозлили полковника. Он решил взять реванш. Его выступление на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где он вместо положенных 15 минут вещал аж целых 2 часа, стало знаковым событием этого уважаемого форума, ввергнув многих в шок. На глазах у изумленных делегатов он сделал вид, что рвет копию Хартии ООН, назвал Совет Безопасности террористической организацией наподобие "Аль-Каиды", потребовал отдать под суд Тони Блэра и Джорджа Буша за развязывание войны в Ираке, заплатить Африке компенсацию в 7,7 трлн. долларов за колониальное прошлое, предположил, что свиной грипп был создан в военной лаборатории, и даже потребовал назвать виновных в убийстве Джона Кеннеди. То есть полковник с толком потратил не полагавшиеся ему сто минут.
Однако в своем обращении вкупе с эксцентричными выходками он высказал много дельного. Он также предложил избрать местом штаб-квартиры ООН другую страну. По-видимому, надеясь на то, что уж там-то он свой бедуинский шатер раскинет без проблем.
Любовь к шатрам Муаммара Каддафи вполне понятна. Сын простого бедуина-кочевника, пасшего верблюдов и коз, смог сделать головокружительную карьеру и, почувствовав новые веяния времени, встать во главе свергшей короля Идриса революции и построить свою Джамахирию. Но вместе с этим бедуинское начало очень сильно в Каддафи, который посредством этих самых роскошных палаточных представительств намеренно подчеркивает это. Хотя, конечно, он предпочитал бы именоваться не сыном пастуха, а потомком древних благородных бедуинских племен, которому предстоит сыграть важную миссию в истории его страны, вместе с Ираком многие века назад ставшей колыбелью мировой цивилизации.
Но надо отметить тот факт, что, несмотря на то, что круг интересов у почтеннейшего пастуха, отца будущего лидера ливийской революции ограничивался скотиной, которую он пас, предок будущего всесильного полковника изыскал возможности для обучения своего чада в школе. Именно там, вовсю расправляясь с гранитом науки, не по годам сообразительный Муаммар понял, что в народе зреет глухое недовольство правящей в стране королевской династией.
ArrayПричины этого недовольства были весьма распространенные: нищета, бесправие, коррупция, кризис морали и падение нравов.
Большинство в Ливии не хотели, чтобы так продолжалось дальше, но как изменить ситуацию, не знали. Однако отпрыск пастуха, имеющий амбиции, не соответствующие такой нужной и достойнейшей профессии отца, с самых молодых лет, казалось, четко представлял себе, что нужно делать.
Каддафи уже в девятнадцать лет создает подпольную молодежную организацию для борьбы с монархическим режимом. Подобные организации стали возникать и в других частях страны. В 1964 году молодые нелегалы собрались на свой первый съезд. В ту пору окончивший школу и лицей Муаммар Каддафи уже служил в армии в офицерском чине (какие возможности давал этот монархический режим пастушьему сыну!) Делегаты съезда объявили о создании "Организации свободных офицеров юнионистов-социалистов", девизом которой, по предложению все того же Каддафи, стал лозунг египетской революции 1952 года "Свобода, социализм, единство!" Средством достижения своих целей члены "Организации свободных офицеров юнионистов-социалистов" избрали военный переворот.
Впоследствии оказалось, что эта идея у "свободных офицеров" не так уж и нова. Мысль о военном перевороте также пришла в голову группе военных во главе с полковником Шелхи. Зная или догадываясь о том, что "свободные офицеры" помышляют о захвате власти, группа Шелхи решила отправить многих из них на стажировку за границу - чтобы не мешали.
Однако Каддафи со своими сторонниками сумел опередить более старших и опытных заговорщиков. Восстание полковника Шелхи было назначено на 15 сентября 1969 года. "Свободные офицеры" решили выступить на две недели раньше. На рассвете 1 сентября в разных частях страны под руководством возглавляемого Каддафи Совета революционного командования (СРК) началось вооруженное восстание. Ливийская монархия рухнула за один день, как карточный домик. Военные быстро и без особых проблем взяли под свой контроль государственные и военные объекты, заблокировав подъезды к американским базам. В тот же вечер Муаммар Каддафи выступил по национальному радио, торжественно объявив о том, что революция, о которой мечтали народные массы, свершилась. "Мы будем руководствоваться принципами свободы, единства, социальной справедливости", - пообещал он.
Верховная власть в стране перешла к Совету революционного командования. Кто в него входит и кто стоит за никому не известными людьми, сулящими ливийцам "свободу и равенство", поначалу никто толком и не знал - ни в самой Ливии, ни за ее пределами. Отправившийся на лечение за границу король Идрис, которого в одночасье лишили трона, изумленно следил за происходящим из газет и ничего не понимал. По свидетельствам очевидцев, терялись в догадках, выдвигая одну версию фантастичнее другой, и аккредитованные в стране дипломаты, военные журналисты. Кто-то говорил о "руке Москвы", кто-то - о спецоперации ЦРУ. Это была столь близкая будущему ливийскому лидеру таинственность и многозначительность, придавшая больший смысл его словам и поступкам. Только после двухнедельной паузы Муаммар Каддафи был официально объявлен лидером ливийской революции и вот уже более 40 лет безраздельно правит, в полном смысле этого слова, своей страной.
Думается, нет, наверное, в мировой современной политике деятеля непредсказуемее и одновременно хитрее его - просто полковника, который правит богатейшей страной с нищим населением уже более 40 лет. Этот человек живет в прямом смысле этого слова по своему времени, отличному от времени остального мира.
Традиционно ливийский народ использовал исламский календарь, ведущий летосчисление с момента переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Однако ливийский вождь счел это неправильным и стал отсчитывать мусульманскую эпоху с момента смерти Пророка. Впрочем, не только это отличает ливийский календарь от основного мусульманского. Он взял за основу европейский год и переименовал в нем месяцы. В результате август, названный в честь римского императора Августа, стал "ганнибалом" - в честь карфагенского военачальника...
|
|
Новости по теме:
Безвозмездное донорство
Эпоха кухарок
Все дело в молоке?
|
|
|