Сейчас вы читаете газету за 24.04.2010 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 24.04.2010
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Род Казем-Бека: двести лет с Россией
Род Казем-Бека: двести лет с Россией
Патриарх российского востоковедения
Суббота, 24.04.2010

Вилаят Гулиев размер шрифта  

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 17 апреля 2010 г.)

Мирза Казем-Бек, принявший в 21 год по своей воле христианство, в 1842 году женился на девушке из обедневшей дворянской семьи Казанской губернии - Прасковье Костливцевой. От этого брака у них родились дочь Ольга (1843-1918), сыновья Александр (1844-1894), Борис (1846-1854) и Николай (1854-1854). 1854 год для Мирзы Казем-Бека оказался трагическим: он потерял свою жену и двух малолетних сыновей.

В источниках встречаются сообщения о двух гражданских браках ученого - до официальной женитьбы и после смерти жены. От альянса в Казани с Натальей Молоствовой предположительно в 1840 году у него родилась дочь Ольга (в замужестве Болыгина). А в Петербурге от гражданского брака с Екатериной Муравьевой народились дочь Мария Ефремова (1863-1939) и сын Николай Казем-Бек (1865-1918).

Так как Николай был признан официальными наследниками семьи - сестрой и братом по отцу от законного брака, он получил согласие на ношение им фамилии "Казем-Бек". Николай Казем-Бек был владельцем земледельческих угодий в Казанской губернии. Однако в 1907 году в период столыпинских реформ обанкротился и после этого издал в Казани книжку "Причины моего разорения", где резко выступал против аграрной политики империи. Дата кончины (1918) наводит на предположительную мысль о том, что Николай Казем-Бек пал жертвой большевистского террора.

Наконец, надпись на надгробье могилы Марии Ефремовой на Арском кладбище Казани - "Мария Александровна Ефремова-Казем-Бек" - говорит о том, что внебрачная дочь ученого также была принята в лоно родной семьи. Несмотря на превращение Мирзы Казем-Бека в искренно верующего христианина, судя по обилию браков, можно сказать, что в некоторых вопросах он не смог так сильно отдалиться от мусульманского менталитета.

Дочь ученого от официального брака Ольга Казем-Бек получила традиционное домашнее образование, прекрасно владела русским и французским языками. Впоследствии она стала известна и как одна из первых биографов отца, опубликовав в 90-х годах XIX века ряд исторических документов и материалов, связанных с родом Казем-Беков, в журналах "Русский архив", "Русский инвалид". Ольга Александровна с благословения отца в 1866 году построила семью с Николаем Баратынским - сыном друга юности А.С.Пушкина, знаменитого русского поэта Евгения Баратынского. От этого брака у них родились сын, нареченный в честь деда Александром, а также дочери Ольга, Екатерина и Ксения. Кстати, Екатерина Баратынская на основе рассказов своей матери написала воспоминания, связанные с годами ее молодости.

ArrayЗдесь встречаются интересные страницы, освещающие связи ее дедушки Мирзы Казем-Бека с небольшой мусульманской общиной Петербурга, в частности, дружбу семьями с послом Персии или встречу с посетившим северную столицу эмиром Бухары и взаимоотношения с ним.

Внук Евгения Баратынского и Мирзы Казем-Бека А.Н.Баратынский (1867-1918) оставил некоторый след в политической жизни России начала ХХ века. Он был одним из активных участников Первой русской революции. В 1907 году был избран депутатом III Государственной думы от партии октябристов. После роспуска Думы он жил в собственном имении под Казанью и вел свое хозяйство. В 1918 году, как и других близких семьи Казем-Бека, большевики расстреляли и А.Баратынского. Судя по источникам, у него были сын по имени Дмитрий и дочь Ольга. Весьма вероятно, что один из детей или же оба смогли вырваться из большевистского ада, ибо существуют сведения о проживании потомков рода Баратынских - Казем-Беков в США.

Сын Мирзы Казем-Бека, Александр Александрович Казем-Бек, учился в Пажеском корпусе, а также получил юридическое образование в Петербургском университете. Быстро продвигаясь по служебной лестнице, в сравнительно молодом возрасте возглавил управление в министерстве юстиции, одновременно был назначен гофмейстером императорского двора и сенатором. Известно, что он состоял в дружбе со знаменитым российским юристом, сенатором А.Ф.Кони (1844-1927) и совместно с ним разрабатывал проекты юридических реформ.

А.А.Казем-Бек в 1867 году женился на Марии Львовне Толстой из рода графа Толстого. Ее отец, тезка великого русского писателя, Лев Толстой был владельцем больших земельных участков под Казанью. Около 3 тысяч десятин пригодных посевных земель и лесных массивов, предоставленных дочери в качестве приданого, позволили А.А.Казем-Беку стать в ряд крупнейших землевладельцев губернии. Но из-за плохого и нерадивого пользования эти участки позднее превратились для семьи в дополнительную головную боль.

"Дневники" Марии Львовны, хранящиеся в Фонде рукописей и редких книг Казанского университета, проливают свет на образ жизни и связи в высшем свете второго поколения семьи Казем-Беков, уже окончательно обрусевшей. У нее и мужа А.А.Казем-Бека, скончавшегося в 1894 году от рака, одновременно с предпоследним императором России Александром III, остались сын по имени Лев (Леля) и дочь Прасковья (Патя).

Видимо, сохранилась какая-та незримая, подсознательная связь с прошлой жизнью, и поэтому полностью обрусевшая семья все еще не прерывала связей со своими мусульманскими сородичами.

Примечательно, что Амина - дочь татарского просветителя Гусейна Файзханова (1821-1865), при содействии Мирзы Казем-Бека назначенного лектором по восточным языкам Петербургского университета и рано ушедшего из жизни, некоторое время прожила на попечении этой семьи. И другое привлекающее внимание обстоятельство: Амина Файзханова, нашедшая опекуна в Петербурге в лице именитого российского сенатора азербайджанского происхождения, питала симпатии к радикальным революционерам - "народовольцам".

Более того, идя еще дальше, она вознамерилась увлечь народническими идеями борьбы против самодержавия и детей приютившей ее семьи, где царил верноподданнический монархический дух. В дневниках Марии Львовны немало строк, выражающих опасения и страх по этому поводу. Впрочем, через некоторое время Амина нашла себе другое место жительства и таким образом положила конец беспокойству семьи, со стороны которой она видела только добрую заботу. Добавим, что и Мария Львовна как истинная великодушная аристократка свои страхи поверяла только дневнику, не позволив себе каких-либо неосторожных замечаний и действий, могущих задеть самолюбие молодой татарской девушки.

Кстати, дальнейший жизненный путь Амины ханум Файзхановой доказал ее преданность идеям и идеалам молодости. Она стала одной из первых татарских просветительниц, самоотверженно служила своему народу. Алимардан бек Топчибашев писал о ней в статье "Самодеятельность мусульманки" в газете "Каспий" (1903, N55): "Очерк наш был бы не полным, если бы мы пропустили почетные имена княжны Девлеткелдеевой (урожденная Ахмедова) как пионера русской школы в Казани и Амины ханум Файзхановой, деятельницы в голодный год в Уфимской губернии, прикрытой чадрой не из морозовского полотна, а сотканной из наилучших идей ислама и гуманности. В тягчайший год народного бедствия она добровольно работала среди голодного, больного, изъязвленного цингой, зараженного тифом народа многие месяцы. Кормить, лечить, учить и утешить - все слилось в деятельности этой прекрасной мусульманки".

После безвременной кончины А.А.Казем-Бека семья, лишившаяся большей части источников своих доходов, естественно, столкнулась с материальными тяготами. Однако это не могло помешать Марии Львовне обеспечить детям отменное образование.

Внучка Мирзы Казем-Бека - Прасковья Казем-Бек (1873-1943), окончив Смольный институт благородных девиц, удостоилась места среди фрейлин Александры Федоровны. Прасковья снискала благорасположение в императорском дворе и аристократических кругах и как автор прекрасных рисунков и искусная пианистка.

В годы юности между Прасковьей Казем-Бек и болгарским студентом, учившимся на юридическом факультете Петербургского университета Александром Малиновым (1867-1938), впоследствии трижды возглавлявшим правительство Болгарии, произошел любовный роман, и они были официально обручены. Однако, несмотря на ожидания близких, свадьба так и не состоялась. По семейным источникам, здесь сказалось определенное воздействие, или же вина матери - Марии Львовны. Хотя брак распался, искренние отношения между Прасковьей и Александром Малиновым продолжались и впоследствии. Но единственная внучка Мирзы Казем-Бека до конца жизни так и не смогла построить семью.

В период Русско-японской войны 1904-1905 годов, а также в годы Первой мировой войны, как и ряд других фрейлин, Прасковья Казем-Бек совместно с императрицей Александрой Федоровной и великими княгинями оказывала медицинскую помощь раненым солдатам в госпиталях и лазаретах в качестве сестры милосердия.

По известным причинам Прасковья не приняла приход большевиков к власти. Далее, избрав путь активной борьбы, она вступила в ряды Белой армии. Революционные потрясения привели эту одинокую женщину в Сибирь, в ряд бойцов адмирала Колчака. Она стала служить санитаркой в бронепоезде, участвовала в боях с красными. Однако после поражения верховного главнокомандующего Колчака, как и других царских генералов, в борьбе с большевиками, Прасковье Казем-Бек, не видевшей иного пути выхода, пришлось вернуться из Сибири в Казань, считавшуюся родным городом ее семьи. И в этом городе, где в свое время ее дед снискал славу и почет, она пережила годы другой - Второй мировой войны и провела оставшуюся жизнь в лишениях, трудности и одиночестве.

Наверное, то, что при всех этих тяготах жизни дочь бывшего тайного советника, фрейлина императрицы, участница Белого движения и бывшая суженая болгарского министра не привлекла бдительного внимания советских спецслужб и окончила дни естественной смертью, можно счесть одним из редких исключений сталинского режима.

Что касается внука Мирзы Казем-Бека - Льва Александровича (1876-1952), то он, продолжая семейные традиции, окончил престижный Пажеский корпус, по завершении образования, в 1898 году, построил семью. Его жена Надежда Геннадиевна Шпигельберг была полукровкой, из русско-немецкой семьи, которая оставила определенный след в военной и дипломатической сферах истории России. Дед по матери Надежды Геннадиевны, полковник Алексей Зубин, являлся офицером императорской гвардии. Отец, Геннадий Шпигельберг, из российских немцев, служил на дипломатическом поприще. Надежда Шпигельберг родилась в 1881 году в Египте, до семилетнего возраста жила в Александрии. Одним словом, и у нее было, пусть и "виртуальное", соприкосновение с восточным, мусульманским миром.

Лев Казем-Бек успешно продвигался по служебной лестнице. Как офицер гвардии, служил в элитарных воинских частях. Являлся председателем Дворянского собрания Казани и почетным судьей, а также директором Дворянского и Крестьянского банков в Вильне (ныне - Вильнюс - В.Г.). Пользовался большим авторитетом и имел широкие связи в обществе.

Ровно через сто лет после славного прадеда, в феврале 1902 года, в Казани в семье Льва и Надежды Казем-Беков появился на свет Александр Казем-Бек, нареченный именем основателя фамилии (вообще, в этой семье прочно укоренилась традиция называть новорожденных внуков и внучек именами дедов и бабушек).

Правнук Мирзы Казем-Бека, возвысившегося до "патриарха российского востоковедения" (Н.Березин), как и знаменитый предок, сумел запечатлеть свое имя в анналах российской истории.

Продолжение следует


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика