 |
Суббота, 24.07.2010
|
|
(Часть 6)
(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 19, 26 июня, 3, 10 и 17 июля 2010 г.)
В прошлом номере мы добрались, наконец, до моды 30-х годов ХХ века. Официально в Советской России мода уже существовала, советское правительство не могло дальше закрывать глаза на то, что женщина все равно останется женщиной, хоть товарищем ее назови, хоть соратником - все равно. Она в любом случае, рано или поздно, но вылезет из кожанки и красной косынки. Доказательством официального признания было открытие в 1934 году первого советского Дома моды на улице Сретенка. Он назывался "Трест Мосбелье", и руководила им все та же Надежда Петровна Ламанова, которой в то время было уже за семьдесят, но она оставалась еще весьма бодрой и была полна творческих планов. Однако Запад был по-прежнему закрыт для широкой публики. Единственным событием, связанным с западной модой, был показ моделей Эльзы Скьяпарелли, который состоялся в 1935 году в Москве. Не стоит даже уточнять, что мероприятие было абсолютно закрытым, и посетить его могли только жены кремлевских начальников. Еще одно событие в области советской моды случилось в 1938 году, когда в качестве туриста СССР посетил Кристиан Диор, в то время еще молодой и не открывший пока свой Дом моды.
Серьезные изменения в ситуации произошли только перед самой Второй мировой войной, когда к СССР были присоединены прибалтийские республики, откуда стали поступать новые модные веянья, некоторые журналы и немногочисленные товары, произведенные в Европе. Эти товары и журналы пользовались бешеной популярностью, журналы перерисовывались, костюмы тщательнейшим образом исследовались и копировались. Сшитые из убогой советской ткани, эти наряды представляли собой весьма жалкое зрелище, но все равно это было уже кое-что. "Ревущие двадцатые" - переломный момент в истории мировой моды - остались позади.
А что же было на Западе? О, там мода буквально цвела! Несмотря даже на то, что осенью 1929 года на Уолл-стрит в Нью-Йорке произошел крах биржи и наступил экономический кризис - время Великой депрессии. Разорились акционерные общества и банки, обесценились деньги, закрылись многие предприятия.
ArrayВеликая депрессия явилась как бы "прелюдией" к Второй мировой войне. В 1933 году в Германии к власти пришла партия национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером. Безусловно, все эти события не могли не породить безработицу, материальную и духовную неустойчивость. Это все, в свою очередь, не могло не найти отражения в культуре и искусстве, в эстетических взглядах и представлениях людей. И, конечно, в моде. Показная роскошь эпохи "флэпперс" уступила место новой элегантности. Новый эстетический идеал утрачивает те черты энергии, молодости, жизнерадостного мировосприятия, которые были свойственны предыдущему периоду - беззаботной моде "золотых двадцатых".
Мода 30-х годов стала гораздо более консервативной, чем мода 20-х, причем не только в Америке, но и в Европе. Модный силуэт от конструктивизма вернулся к более женственной линии - талия поднялась на свое естественное место, грудь и бедра снова стали подчеркиваться. Женщины устали от геометрической неженственной моды 20-х, им снова захотелось почувствовать себя дамами, надеть длинные "летящие" платья, сделать красивую прическу... В моду вошли струящиеся легкие ткани - шелк, креп-жоржет, крепдешин, наряду с ними недорогие по волокнистому составу ткани: льняные, хлопчатобумажные (полотно, маркизет, перкаль, файдешин, вискоза), органди, искусственный шелк. В орнаменте преобладали мелкие цветочные узоры, натуралистично изображавшие хризантемы, ромашки, маки, васильки, а также горошек, полоска и клетка, которые очень эффектно использовались в моделировании.
Женская мода ориентируется в эти годы на более зрелый возраст - на подиуме больше нет эпатажных девушек и женщин-вамп, теперь пользуется популярностью женственный, но в то же время и более мещанский идеал. Уже нет угловатых мальчишеских плеч, геометрические линии кроя сменились плавными и округлыми. Идеал красоты, правда, остался таким же, каким и был - дамы были стройными, тонкими, по-прежнему красивой считалась женщина худая, с плосковатой грудью, но уже не с короткой прямой стрижкой, а пушистой от перманента головой и с легким макияжем с красной губной помадой. В цветовом решении, в выборе тканей, в общем силуэте снова проглядывали черты модерна.
Далеко не все дома высокой моды смогли приспособиться к новым временам и предложить стиль, который пользовался бы спросом в новых условиях. Из-за всемирного кризиса прекратили свое существование многие русские дома вышивок и дома моды, обосновавшиеся на Западе после переворота в России. Закрылись такие знаменитые модные дома, как "Поль Пуаре", "Дреколль", "Джон Редферн", вместо них появляются "Мэгги Руфф", "Жак Дусе", в середине 30-х прекратили свою работу "Мадам Шерюи", "Сестры Калло". Но, несмотря на это, 30-е годы стали важным и плодотворным периодом для развития дизайна одежды - появлялись новые идеи и концепции в моделировании.
Как говорится, кому война, а кому мать родная. Так и с кризисом. Несмотря на Великую депрессию, потихонечку открываются новые дома моды. Так, например, в 1930 году открылся Дом моды "Мейнбохер", который основал американец Мэйн Руссо Бохер. Этот Дом моды получил известность благодаря своей vip-клиентке - американке Уоллис Симпсон, герцогине Виндзорской. В 1932 году открылся Дом моды "Нина Риччи", в 1933-м - "Робер Пиге", в 1934-м - "Аликс Бартон", в 1935-м - "Эльза Скьяпарелли", в 1936-м - Дом моды "Катрин Парель", создательницей которого была эмигрантка из России Тея (Екатерина) Бобрикова, знаменитая манекенщица Дома "Ланвэн". "Катрин Парель" просуществовал до 1948 года. В 1937 году открылись сразу несколько модных домов: "Жак Фат", "Жан Дэссе", "Кристобаль Баленсиага".
Те же, кто выжил во времена кризиса, если не процветали, то просто продолжали свою работу: "Шанель", "Ланвэн", "Марсель Роша", "Огюстабернар", "Молине", "Жак Хейм", "Люсьен Лелонг". Многие из этих домов начали выпускать в этот период первые коллекции готовой одежды..
|
|
|
|
|