Европейский Союз должен решительнее использовать свою "мягкую силу" (soft power), чтобы на комплексной основе решить многие проблемы, с которыми Армения, Азербайджан и Грузия по-прежнему сталкиваются в течение последних 20 лет после восстановления независимости, заявил в своем выступлении в Брюсселе во время проведения политических обсуждений Центром Европейской политики, исполнительный директор британской неправительственной организации LINKS Деннис Саммут.
По словам Д.Саммута, политика поддержания стабилизации в регионе за последние два десятилетия была необходима, но то, что некоторые из коренных причин нестабильности не были устранены, создает опасность того, что регион погрузится в новую войну и смуту. Он рекомендует Евросоюзу приложить дипломатические усилия для запуска конференции по безопасности и сотрудничеству на Южном Кавказе с тем, чтобы к 2014 году достичь соглашения по безопасности и сотрудничеству в регионе. Этот процесс, по его мнению, должен иметь многосторонний подход, по образцу ОБСЕ, и функционировать в рамках этой организации. "Такое соглашение разблокировало бы нынешний тупик в переговорах по неразрешенным конфликтам в регионе, используя не поэтапный подход, а расположение различных задач в общем контексте и разработку таких решений, где все участники были бы заинтересованы", - говорится в докладе, сообщает агентство Trend.
В существующих структурах, как полагает британский эксперт, многие важные мнения остаются неуслышанными. Инициатива, по словам Саммута, должна быть амбициозной, охватывая ряд проблем и пути их решения. "Этот процесс должен иметь многосторонний подход, по образцу ОБСЕ, и функционировать в рамках этой организации", - сказал он.
По его словам, Европейский Союз должен найти механизм того, как взаимодействовать с непризнанными образованиями в регионе, продолжая при этом воздерживаться от их официального признания. "ЕС должен принять главным вопросом для себя в отношении региона возвращение (в свои дома) сотен тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, перемещенных в результате конфликтов", - сказал Д.Саммут.
По словам Д.Саммута, отсутствие прозрачности в различных сферах жизни в странах региона серьезно подрывает мирный процесс.
Авторы доклада полагают, что одной из основных задач Евросоюза является также установление партнерских отношений с Россией для решения проблем на Южном Кавказе. Это возможно путем более конструктивного вовлечения России в диалог об общей европейской безопасности, заложенный в 2009 году в рамках "процесса Корфу", говорится в докладе.
Более подробный анализ данного вопроса отражается в докладе, подготовленном при участии главы LINKS Денниса Саммута и аналитика "Европейского политического центра" Аманды Пол, под названием "Аспект безопасности на Южном Кавказе. Аргументы в пользу всеобъемлющего, многостороннего и комплексного подхода", который был опубликован во вторник. Автор этих строк давно и хорошо знаком с главой LINKS Деннисом Саммутом. Если не ошибаюсь, впервые я столкнулся с ним в 1996 году, когда LINKS организовала одну из первых встреч азербайджанских и армянских журналистов в Тбилиси. В последующем мне довелось участвовать в различных международных мероприятиях, организованных LINKS с целью обсуждения путей возможного урегулирования конфликтов на Южном Кавказе.
И у меня сложилось впечатление, что Д.Саммут искренне желает урегулирования всех конфликтов, ныне существующих на Южном Кавказе. Именно поэтому хотелось бы обратить внимание на некоторые противоречия, существующие, по моему мнению, в подготовленном им в соавторстве с Амандой Пол докладе.
Во-первых, безусловно, Евросоюзу давно пора активно вовлечься в урегулирование конфликтов на Южном Кавказе. До сих пор Евросоюз предлагает свои услуги только в качестве донора в реабилитации затронутых конфликтами территорий после их урегулирования. По большому счету, Евросоюз так и не попытался стать полноправным участником процесса урегулирования этих конфликтов, уступив инициативу США и России под вывеской института сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Иначе, как кажется автору этих строк, быть не могло.
ArrayВсе дело в том, что Евросоюз до сих пор четко не определился по поводу перспективы собственных взаимоотношений с этим регионом в целом. Проще говоря, если Европа рассматривает данный регион в качестве источника, отчасти гарантирующего собственную энергетическую безопасность, то ей на самом деле незачем влезать в урегулирование конфликтов в данном регионе.
Энергетические интересы Европы на Южном Кавказе активно и, надо сказать, достаточно эффективно продвигают США, конкурирующие с Россией за сферы влияния в регионе Каспийского бассейна. Но если в Брюсселе Южный Кавказ считают частью единой Европы, то это требует совсем иного, комплексного подхода не только к урегулированию территориально-этнических конфликтов, но и к решению всех других проблем существующих в регионе. Сам по себе однозначный и четкий положительный ответ на этот вопрос может позитивно повлиять не только на урегулирование существующих конфликтов, но и стать мощным импульсом для ускорения демократических процессов в странах Южного Кавказа.
Однако события, предшествующие российской агрессии против Грузии в августе 2008 года, показали, что именно Европа, с одной стороны, не желает взять на себя ответственность за события, происходящие на Южном Кавказе, особенно за урегулирование конфликтов, а с другой - не готова портить отношения с Россией даже ради обеспечения собственной энергетической безопасности.
Во-вторых, создается впечатление, что авторы доклада предлагают поставить телегу впереди лошади. Утверждение о том, что соглашение по безопасности и сотрудничеству в регионе разблокировало бы нынешний тупик в переговорах по неразрешенным конфликтам, как мне кажется, иначе расценить нельзя. Дело в том, что само существование конфликтов является угрозой безопасности для стран региона и единственной причиной отсутствия между ними сотрудничества.
По сути, авторы доклада не придумали ничего нового. Они просто в видоизмененном варианте предлагают реализацию хотя и недавней, но уже всеми хорошо забытой инициативы президента Турции Абдуллы Гюля, которую он выдвинул сразу после российской агрессии против Грузии. Изначально инициатива президента Турции была обречена на провал и поэтому сегодня всеми забыта, в том числе и самой официальной Анкарой. Сперва необходимо хотя бы нащупать пути, ведущие к урегулированию конфликтов, а потом уж говорить о сотрудничестве.
Мои оппоненты в качестве примера могут привести взаимоотношения между Россией и Японией, которые после окончания Второй мировой войны до сих пор не подписали мирного соглашения, хотя, несмотря на это, вполне успешно сотрудничают в различных сферах. Но необходимо учесть, что после Второй мировой войны Япония, признавшая собственную капитуляцию, не могла ставить условия. В-третьих, спорным можно считать и утверждение авторов доклада о том, что одной из основных задач Евросоюза является также установление партнерских отношений с Россией для решения проблем на Южном Кавказе. Опять мы становимся свидетелями традиционного европейского подхода, то есть попытки обойти острые углы во взаимоотношениях с Россией. Ведь сама Россия является непосредственным участником, явным или же тайным, всех этих конфликтов. А после августа 2008 года Россия стала даже стороной конфликта.
Да, в последнее время в российской внешней политике наблюдаются некоторые позитивные сдвиги, в том числе в отношении существующих на постсоветском пространстве территориально-этнических конфликтов. Например, это более ярко наблюдается в отношении молдавского конфликта. И это несмотря на то, что в Молдове у власти находятся антироссийские силы.
Буквально на днях министр иностранных дел Молдовы Юрий Лянкэ находился с рабочим визитом в Москве. Об этом корреспонденту ИА Regnum сообщили в пресс-службе молдавского внешнеполитического ведомства. В российской столице Лянкэ встретился с коллегой Сергеем Лавровым. По итогам переговоров глава МИД Молдовы заявил, что Кишинев рассчитывает на поддержку России в процессе перехода переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию в официальное русло. По словам Лянкэ, этот вопрос будет обсуждаться в ходе следующего раунда консультаций в формате "5+2" (Молдова, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА Regnum) в Вене.
В этом контексте молдавский дипломат добавил, что Кишинев приветствует растущее взаимодействие между Россией и другими посредниками по вопросам приднестровского урегулирования. По мнению Лянкэ, при совместных усилиях международных партнеров процесс урегулирования на Днестре удастся вывести на финишную прямую и "найти жизнеспособное решение, основанное на соблюдении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, а также интересов граждан, живущих на обоих берегах Днестра".
Лянкэ также передал Сергею Лаврову официальное приглашение посетить с визитом Молдову.
В свою очередь Сергей Лавров заявил, что Россия выступает за скорейшее возобновление официальных переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию. Договариваться по данному вопросу, по словам Лаврова, должны сами стороны на основе равноправия и взаимного уважения. "Конечную цель мы видим примерно одинаковую - это особый статус Приднестровья в рамках единого государства и в рамках территориальной целостности Республики Молдова", - заявил глава МИД РФ.
Лавров также согласился с необходимостью переформатирования миротворческой операции, отметив, что этот процесс должен осуществляться "в контексте урегулирования". "Нужно думать о том, как приспособить международное присутствие к тем задачам, которые будут вытекать уже из планов регулирования", - заявил глава МИД РФ.
Он также выразил заинтересованность России в скорейшей утилизации на своей территории оставшихся в Приднестровье боеприпасов..
|