Инциденты в зоне карабахского конфликта и гибель людей должны стать сигналом для международного сообщества, чтобы оно предприняло активные меры по мирному урегулированию конфликта. Об этом заявил спецпредставитель Великобритании по урегулированию конфликтов на Южном Кавказе Брайан Фол в интервью армянскому агентству Panarmenian.Net.
"Хотя Великобритания не является членом Минской группы ОБСЕ, но нас интересует ситуация в карабахском процессе, и мы содействуем усилиям сопредседателей МГ ОБСЕ", - отметил Брайан Фол, подчеркнув, что стороны конфликта должны понять, что "в случае возобновления боевых действий последствия будут катастрофическими, и именно поэтому нужно умножить усилия для решения конфликта исключительно мирным путем".
Спецпредставитель Великобритании выразил удовлетворение по поводу того, что между сторонами конфликта существует положительная тенденция сотрудничества. "Мы надеемся, что в ближайшее время, ближе к лету, в процессе карабахского урегулирования можно будет зафиксировать определенный прогресс, - сказал Брайан Фол. - Самое главное заключается в том, что карабахский конфликт должен иметь исключительно мирное решение, и именно об этом мы говорим в ходе наших встреч в Ереване и Баку".
По мнению посланника Соединенного Королевства, для успеха необходим компромисс с обеих сторон, и в этом контексте "отвод снайперов с линии фронта, безусловно, помог бы избежать возобновления широкомасштабных боевых действий".
Комментируя угрозы азербайджанской стороны сбивать самолеты, выполняющие посадку в аэропорту Ханкенди, спецпредставитель заметил: "Если открытие какого-либо авиарейса подразумевает установление суверенитета и направлено на изменение ситуации, которая есть сегодня, это наверняка не очень конструктивный и разумный шаг". При этом Брайан Фол отметил, что "конечно, сбивать гражданские самолеты тоже нехорошо". Как он считает, стороны должны воздержаться от непродуманных шагов, "которые вынудят одну из них пойти на контрмеры, чтобы набрать очки в свою пользу".
По поводу участия Нагорного Карабаха в переговорах Брайан Фол напомнил, что под договором о прекращении режима огня, который был подписан в 1994 году, стоит также подпись представителя Карабаха. "Если мы решим вернуть представителей карабахской стороны за стол переговоров, то сыграем в интересную дипломатическую игру - изменение формата переговоров. Азербайджан не примет участие карабахской стороны в переговорах, так как это будет означать де-факто признание Карабаха независимой стороной переговоров, а ведь весь конфликт разворачивается вокруг этого", - резюмировал британский политик. Вместе с этим он выразил уверенность, что Армения не согласится на документ, который не будет исходить из интересов "народа Карабаха". По его словам, Великобритания также надеется, что в процессе нормализации армяно-турецких отношений будут зарегистрированы положительные сдвиги. "Для нас важно, чтобы оба государства, с которыми мы поддерживаем дружеские отношения, вышли из этой искусственной ситуации. Такая ситуация не может устраивать ни одну из сторон. Скоро в Турции будут выборы. Не думаю, что в процессе нормализации отношений с Арменией будут какие-либо сдвиги до выборов, но надеемся, что будут после. Если бы это была легкая проблема, то она была бы уже решена", - сказал специальный представитель Великобритании.
Он отметил, что подписание протоколов было важным шагом вперед, выразив надежду на то, что стороны к ним еще вернутся.
Вообще, вокруг урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха разворачивается интересная интрига, итог которой, по крайней мере, на данном этапе, в определенной степени будет зависеть от того, насколько настойчивым и уверенным в себе окажется президент России Дмитрий Медведев.
ArrayВедь практически представители всех ведущих государств, заинтересованных в урегулировании конфликта, заявляют о возможности прогресса на мирных переговорах в ближайшее время, а если быть точным, после предстоящей этим летом очередной встречи Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна, которая состоится при личном посредничестве президента России. Д.Медведев оказался в незавидной ситуации. По сути, все почти открытым текстом намекают на то, что именно на него возложена задача "уломать" конфликтующие стороны.
Однако проблема России в другом. России подошла к этапу, когда ей необходимо в целом определиться со своей кавказской политикой. Только после этого ей удастся разработать четкую политику, позволяющую решать такие тактические проблемы как по урегулированию конфликтов, так и будущую судьбу военной базы в Гюмри. Проще говоря, Россия стоит перед дилеммой: или продолжить реализацию прежней политики сохранения Южного Кавказа в сфере собственного военно-политического влияния, что привело к агрессии против Грузии в августе 2008 года и, как следствие, обострению отношений с Западом, или же пустить государства региона в "свободное плавание" и строить с ними отношения на совсем иной платформе.
Однако, к сожалению, сегодня в России все больше обсуждаются тактические шаги, например, связанные с отказом Грузии продлить срок действия соглашения по транзиту военных грузов для российской базы в Гюмри. Как сообщает ИА Regnum, руководитель Центра военного прогнозирования, полковник запаса Анатолий Цыганок сообщил в интервью "Независимой газете" несколько вариантов доставки техники на российскую военную базу в Армении - после денонсации Грузией российско-грузинского договора от 2006 года о транзите военных грузов РФ по территории страны. Военный эксперт полагает, что "в действительности реальными представляются следующие маршруты: a) через Турцию (по воздуху и суше). Весьма вероятно, что Турция, которая в действительности подталкивает Грузию к дальнейшему ухудшению отношений с Россией, может согласиться на российский военный транзит через свою территорию в Армению. Это даст возможность Анкаре взять под контроль этот транзит, а в случае необходимости - блокировать его; б) через Азербайджан (по воздуху). Также весьма вероятный вариант, но здесь России придется идти на уступки Азербайджану, причем как в политической, так и военно-технической, экономической и других сферах; в) по маршруту Астрахань/Оля (Россия) - Энзели (Иран) - Мегри (Армения). Это самый реальный маршрут, хотя и самый протяженный. Во время войны в Нагорном Карабахе этот маршрут также успешно действовал, но ограниченное время. Кроме того, этот маршрут, безусловно, является самым затратным; г) создавать в Гюмри большие запасы всего, чего только можно, и одновременно переводить на контракт весь личный состав; д) возможно, есть теоретическая и даже практическая возможность того, что когда армянские транспортные самолеты использовали воздушный коридор Грузии и их груз был предназначен для армии Армении, там мог быть и груз для российской базы в Гюмри".
Анатолий Цыганок считает, что отказ Грузии от пролонгации соглашения с Россией по военному транзиту в Армению поставит новые проблемы в вопросе собственной военной безопасности, что, следовательно, не будет способствовать улучшению армяно-грузинских отношений. По словам эксперта, уровень взаимного доверия после этого шага Тбилиси не повысится. Для того чтобы минимизировать проблемы в этом направлении, как отметил Анатолий Цыганок, в последние дни Тбилиси сделал ряд шагов в гуманитарной сфере, которые были позитивно встречены в Ереване - в частности, речь идет о презентации изданной на грузинском языке книги "Геноцид армян в грузинской периодике 1914-1918 гг.".
Руководитель Центра военного прогнозирования отмечает, что Грузия сегодня пытается позиционировать себя как регионального лидера, "но она как-то не замечает, что реальным региональным лидером сегодня является Баку, который полностью поддерживает Анкара. Можно даже с большой долей уверенности сказать, что Баку и Анкара приложат все усилия для того, чтобы не допустить регионального лидерства Грузии".
Помимо этого, сообщает эксперт, Россия получила огромный транзит натовских грузов - "где-то 4500 самолетов каждый год будут летать, доставлять в Афганистан груз, технику, и я думаю, что Россия найдет способ обойти воздушное пространство Грузии". "Таким образом, несмотря на все затруднения, военно-технические поставки из России будут продолжены. Но очевидно и другое: серьезные проблемы в вопросах коммуникаций, связывающих Армению с ее основным военно-политическим союзником - Россией", - заключает полковник запаса Анатолий Цыганок.
Варианты транспортировки грузов по территории или по воздушному пространству Турции и Азербайджана сразу можно отбросить как не состоятельные. Для этого необходимы урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха, притом, в приемлемом для Азербайджана варианте, и нормализация армяно-турецких отношений. Не надо считать армян полными идиотами. Если подобное развитие событий неизбежно, зачем Армении уступать дивиденды от урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха и нормализации армяно-турецких отношений России? Тогда, как говорится, самой можно "объявить войну Турции и Азербайджану и сразу сдаться". А после нормализации армяно-турецких отношений и урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха необходимость сохранения российской военной базы в Гюмри с точки зрения национально-государственных интересов Армении вообще отпадет.
Транзит военных грузов "зайцем", при всей привлекательности и в принципе реальности, воспринимать всерьез невозможно. Рано или поздно об этом станет известно, что приведет к обострению армяно-грузинских отношений.
Иранский маршрут на первый взгляд может показаться намного более реальным. Однако все не так просто. Во-первых, этот маршрут должен пройти через территориальные воды Казахстана и Туркменистана. Не факт, что эти государства, особенно Туркменистан, позволят транзит через собственные территориальные воды военных грузов для российской военной базы в Армении.
Во-вторых, и с Ираном могут возникнуть серьезные проблемы. И дело не только в том, что Тегеран не позволит транзит российских военных грузов через собственную территорию без политических предусловий, особенно связанных с позицией России в Совбезе ООН по санкциям в отношении Ирана. Сегодня Иран жизненно заинтересован в сохранении дружественных отношений с Турцией. Поэтому Иран совсем не заинтересован в демонстрации враждебного отношения к Азербайджану, который является главным союзником Турции в регионе, в такой наглой форме.
И, наконец, надо быть на самом деле уж очень наивным, чтобы предположить, что НАТО взамен содействия России в транзите грузов для коалиционных сил в Афганистане поможет ей решить вопрос доставки военных грузов для базы в Гюмри. Дело в том, что Россия позволяет НАТО транзит грузов для коалиционных войск в Афганистане не от хорошей жизни. Без коалиционных войск в Афганистане российский военный контингент в Средней Азии, особенно в Таджикистане, оказался бы "в сущем аду". Россия не только обеспечивает безопасность собственного военного контингента в Средней Азии за счет НАТО, но еще и "сохраняет лицо" в арабо-мусульманском мире, который недоволен действиями коалиционных сил в Афганистане и Ираке.
НАТО в принципе может посодействовать урегулированию проблемы с обеспечением военной базы в Гюмри только в одном случае, если Россия возьмет на себя четкие обязательства по урегулированию при необходимости конфликта вокруг иранской ядерной программы силовыми методами. Но вряд ли Россия готова взять на себя подобные обязательства.
Таким образом, ни один из рассматриваемых выше вариантов обеспечения военной базы в Гюмри не является надежным. Можно, конечно, продолжить, по сути, потерпевшую фиаско прежнюю политику, то есть спровоцировать еще один конфликт на Южном Кавказе, на этот раз между Арменией и Азербайджаном, а потом выступить в роли "принуждающего к миру". А там государствам Южного Кавказа можно будет навязать любые условия, по крайней мере, на время. Но на этом на программе модернизации и экономического процветания России можно будет поставить большущий крест. Существует, как выше отмечено, и другой путь - подготовить "почетное отступление" и пустить государства Южного Кавказа в "свободное плавание". Тогда вопрос о российской базе в Гюмри решится сам сабой, притом безболезненно, как и многие другие проблемы Южного Кавказа...
|