На фоне напряженных процессов, затронувших образовательный комплекс, актуализировались дискуссии на предмет изменения самого названия ведомства, которое непосредственно занимается национальным образованием. По мнению многих экспертов, название "Министерство образования" не совсем соответствует тому, чем занимается это ведомство. Эти же эксперты предлагают преобразовать ныне существующее название в "Министерство образования и науки".
Эксперт по образованию и науке доктор философии по математике Аловсат Османлы является убежденным сторонником смены названия. "За исключением Азербайджана, Туркменистана, Таджикистана и Молдовы, в странах СНГ минобразования переименованы в министерства образования и науки", - утверждает он.
Речь в данном случае вовсе не идет о слепом копировании чужого опыта. При большинстве наших университетов действуют научно-исследовательские центры. Кроме того, при этих университетах работают собственные ученые советы, магистратуры, аспирантуры и докторантуры. А эти учреждения более близки к науке, чем к образованию. Потому видится целесообразным изменение названия министерства таким образом, чтобы и научный сектор тоже был представлен в едином комплексе. Такого мнения придерживается не только А.Османлы.
Эксперт по гуманитарным вопросам доктор философских наук Али Аббасов считает, что раздел науки и образования имел место при социалистической системе. "В СССР существовала Академия наук, где велись научные разработки, и сотрудники академии не занимались преподаванием", - говорит А.Аббасов.
В России Министерство образования уже переименовано в Министерство образования и науки. "Но это не привело к реальным изменениям. В России действуют научно-исследовательские институты, которые входят в систему Академии наук".
По мнению А.Аббасова, реальные изменения в данной сфере произошли в Грузии. "В этой стране тоже действует Министерство образования и науки. Но, в отличие от России, в Грузии академические институты, за исключением некоторых, практически расформированы. Научно-исследовательские институты в этой стране действуют при университетах".
Как отметил ученый, научно-исследовательские институты действуют на договорной основе.
Array"Они получают деньги за выполнение заказов", - отметил А.Аббасов.
Что касается Азербайджана, то, по мнению эксперта, рано или поздно и наша страна перейдет к такой системе. "Ведь мы перешли на Болонскую систему в образовании", - заметил он.
Для проведения реформ в образовании нужно провести определенную подготовительную работу. "Нужно прежде всего сформировать рынок, откуда будут поступать заказы на научные разработки", - подчеркнул А.Аббасов. Он напомнил, что в западных странах наука существует в основном за счет заказов частного сектора.
Напомним, что в самой Грузии проведение реформ в системе Академии наук вызвало протесты со стороны некоторых ученых. 14 декабря 2005 года несколько десятков представителей грузинской научной интеллигенции провели у здания парламента акцию протеста в связи с рассматриваемым в парламенте законопроектом о реформировании структуры Академии наук. Между тем, по мнению большой группы грузинских ученых, нынешние власти ведут целенаправленную политику по развалу научной системы в республике.
Согласно законопроекту, научные институты, входящие в систему Академии наук, станут самостоятельными структурами, и их финансирование будет осуществляться по принципу самоокупаемости. Участники акции считают, что изменение структуры финансирования научных институтов приведет к развалу науки в Грузии, так как без государственного финансирования научные институты существовать не смогут.
Министр образования и науки Грузии Александр Ломая тогда заявил журналистам, что в Грузии ежегодно финансируется более 90 научных проектов, в то время как в развитых странах из госбюджета финансируется не более 10 приоритетных научных разработок. Министр назвал Академию наук в нынешнем ее виде "пережитком советских времен" и заявил, что она требует коренного реформирования.
Одной из стран, где Минобразования было преобразовано в Министерство образования и науки (Минобрнауки) является Российская Федерация.
Минобрнауки было создано в 2004 году. Ему были переданы функции упраздненного Министерства образования, а также ряд функций бывшего Министерства промышленности, науки и технологий.
Однако в политических кругах страны все чаще и чаще звучат мнения относительно создания Министерства образования и науки. В прошлом году спикер Совета Федерации Сергей Миронов (теперь уже бывший) заявил о необходимости создания отдельного министерства образования. "В этом министерстве будут работать люди, которые будут понимать, что такое образование. Когда я слышу сегодня, что образование - это услуга, я понимаю, что мы ставим крест на всем, что составляло суть нашей системы образования. Это ни в коей мере не услуга. Это передача опыта поколений, это воспитательный процесс, социализация молодежи", - говорил С.Миронов.
Сторонником раздела является и директор Физического института имени Лебедева, вице-президент РАН, академик Геннадий Месяц. Он считает, что существующее министерство не может решать настолько широкий спектр задач: "Не может Министерство образования и науки заниматься таким контингентом, начиная от детского сада и кончая академиками, они занимаются и усыновлением, и удочерением, и прочим. Я думаю, нужно вернуться к старому". По его словам, когда создавалось Министерство образования и науки, то предполагалось, что оно сможет улучшить взаимодействие вузов и ученых, однако этого не получилось. "Координации между вузами и наукой, как предполагалось вначале, не получилось", - делает вывод Геннадий Месяц. "Министерство образования и науки РФ следует разделить на самостоятельные ведомства, занимающиеся вопросами образования и науки", - заявил Г.Месяц.
Однако не все представители российской элиты согласны с этим мнением. 25 января 2011 года член Комитета Госдумы по образованию Валерий Рязанский выступил против раздела Министерства образования и науки. Он против раздела, так как "это министерство сформировалось как единая структура". По его мнению, "сейчас дробление не играет такой роли, как это было в СССР, роль регулирования уходит на второй план, а на первом - методы работы". Депутат убежден, что для российской науки пользы это не принесет. "Есть академии наук, которые вполне справляются с управлением научным процессом, - считает он. - Новый аппарат чиновников этому не поспособствует".
Напомним, что в июле 2010 года министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко стал лидером в народном антирейтинге министров. Согласно результатам проведенных опросов, его деятельность не одобряли 37% населения, а сочли положительным только 19%.
Как обстоят дела в этом направлении в Азербайджане, и говорить не стоит. Негатива намного больше, чем позитива. И если придется что-либо менять, то нужно пересмотреть прежде всего отношение к этому направлению деятельности, где недопустим остаточный принцип. Конечно же, можно начинать с изменения названия. Но если все остальное оставить в том виде, что мы наблюдаем сегодня, то ничего не изменится. Прежде всего необходимо подумать о том, как научно загрузить университетскую науку. Многое будет зависеть от того, кто выступит заказчиком научных разработок, что будут вестись под началом кафедр и лабораторий вузов. А для рационализации научной деятельности под сводами высших учебных заведений придется пересмотреть и отношение к делу. Если в этом процессе будут задействованы лучшие силы, то не будет нужды в форсировании процесса. Главное - это обозначить приоритеты и последовательность в выполнении краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач. Насколько мы готовы к подобной расстановке, должны ответить наши ученые и педагоги со стажем и устойчивой репутацией. Так что пора дать им в руки карт-бланш.
|