Россия никак не может свыкнуться с мыслью о том, что, какой бы ни была огромной ее территория, ее можно обойти. Особое раздражение у нее вызывает, когда это хотят сделать бывшие "братья" по Союзу. На словах, признавая суверенитет независимых стран и их право на выбор новых маршрутов поставок углеводородного сырья, кремлевские политики никогда не упустят возможность бросить камень в чужой огород. К примеру, российский премьер-министр Владимир Путин, разумея проект "Набукко", заявил недавно следующее: "Если кто-то хочет ковырять землю и зарывать туда железо в виде труб - пожалуйста". А намедни отличился специальный представитель президента РФ по экономическим отношениям со странами СНГ Виктор Черномырдин. Газопровод Nabucco, который должен повести газ в Европу в обход России, является бесперспективным, заявил бывший "газпромовец" Виктор Черномырдин. "Nabucco - это газопровод из ниоткуда в никуда. Так я говорю и так я считаю", - сказал он на шестом Ялтинском ежегодном саммите YES (Yalta European Strategy).
Обращаясь к экс-министру иностранных дел Германии Йошке Фишеру, который является советником проекта Nabucco, представитель России добавил, что над реализацией этого проекта будут работать еще и внуки Й.Фишера. В.Черномырдин пояснил, что в 80-х годах прошлого столетия был министром газовой промышленности СССР, поэтому хорошо знает возможности среднеазиатских республик по поставкам газа. "Поэтому никакой ревности нет. Хотите строить - стройте, мы не будем мешать", - подчеркнул он. В.Черномырдин отметил, что, в отличие от этого проекта, продвигаемые Россией проекты "Северный поток" и "Южный поток", которые должны нести российский газ в Европу в обход Украины, являются обоснованными. Представитель России также подверг критике втягивание в проект Nabucco Украины и поддержку его украинскими властями, так как этот газопровод будет проходить в обход украинской территории. "Лучше помогите Украине", - сказал В.Черномырдин, призывая ЕС профинансировать модернизацию украинской газотранспортной системы.
В свою очередь Й.Фишер заявил, что нервная реакция России на реализацию проекта Nabucco подтверждает его реалистичность. "Если Nabucco из ниоткуда в никуда, тогда чего вы так переживаете? Если думаете, что ниоткуда в никуда - то забудьте.
ArrayА ваш посол в Германии каждую неделю об этом говорит", - сказал он, обращаясь к В.Черномырдину. Й.Фишер подчеркнул, что для Nabucco достаточно газа, он поддерживается Турцией и не направлен против России. По его словам, в случае вывода этого газопровода на мощность 31 млрд. кубометров в год он позволит обеспечивать 10% поставок газа в Европу.
Советник проекта Nabucco предположил, что причиной нервной реакции России может являться ее мечта о монополии на поставки газа в Европу, хотя это не в интересах ни Европы, ни России. Напомним, что проект Nabucco, который предусматривает поставку газа из Каспийского региона в Европу в обход России, предполагает строительство газопровода протяженностью 3,3 тыс. км, соединяющего Каспийский регион, Ближний Восток и Египет через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию с Австрией и далее со странами Центральной и Западной Европы.
Стоимость проекта оценивается в 8 млрд. евро. Строительство газопровода Nabucco планировалось завершить к 2014 году. Проект Nabucco имеет шесть участников с долей по 16,67%. Это энергетические компании: германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерская MOL. Президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу летом выражал уверенность, что реализация проекта обеспечит столь долгожданную энергетическую безопасность. "Nabucco обеспечит энергетическую безопасность Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе. Nabucco - настоящий европейский проект", - сказал глава Еврокомиссии.
Основным вопросом по-прежнему остается сырьевое обеспечение проекта Nabucco. В качестве источников его наполнения рассматриваются газ Азербайджана, Ирака, Ирана, Туркменистана, Египта (IFX.RU).
Впрочем, в отличие от российских политиков, их немецкие коллеги считают, что на европейском рынке места хватит всем. К 2020 году страны ЕС будут нуждаться в 200 миллиардах кубических метров газа. Nord stream ("Северный поток") сможет поставить 55 миллиардов кубометров газа, South stream ("Южный поток") - 30 миллиардов, "Набукко" - также 30 миллиардов кубометров, и эти цифры говорят о том, что данные проекты не могут конкурировать между собой, сказал в пятницу в Астане Герхард Шредер, председатель комитета акционеров, член совета директоров компании Nord stream, которая занимается проектом газопровода "Северный поток". "С учетом будущих потребностей Евросоюза нам нужны все трубопроводы", - сказал Шредер. Консорциум Nabucco Gas Pipeline считает, что 27 стран ЕС будут вынуждены импортировать свыше 85 процентов газа, когда к 2030 году совокупный спрос на этот вид топлива будет достигать 700 миллиардов кубометров при внутренней добыче в 100 миллиардов кубометров в год. "Разница между спросом и добычей в 27 странах Евросоюза к 2030 году будет достигать 600 миллиардов кубометров газа в год", - сказано в докладе консорциума по развитию трубопроводного проекта "Набукко" за третий квартал 2009 года ("Тренд").
Что касается потенциала среднеазиатских стран, то, скажем, в Туркменистане с его богатыми запасами газа перспективу роста добычи и транспортировки связывают с США. С планами компании в Туркменистане президента страны Гурбангулы Бердымухаммедова познакомил глава Chevron Джей Прайор на встрече в Нью-Йорке, где туркменский руководитель принимает участие в туркмено-американском бизнес-форуме. Компания в Ашгабате уже открыла свое представительство. Как сообщает национальный телеканал Turkmenistan-4, Прайор отметил, что возглавляемая им компания заинтересована в установлении долгосрочного сотрудничества с Туркменистаном и готова принять активное участие в инвестиционных проектах нефтегазовой сферы.
В свою очередь Бердымухаммедов подчеркнул заинтересованность в использовании опыта компании Chevron при разработке месторождений в туркменском секторе Каспийского моря, в нефтеперерабатывающей промышленности, в области подготовки национальных кадров для отрасли. "Туркменистан открыт для взаимовыгодного сотрудничества на равноправной основе, готов к установлению активного диалога со всеми заинтересованными партнерами, в том числе и американскими компаниями, выражающими желание наладить с Туркменистаном полномасштабное взаимодействие в топливно-энергетической отрасли на основе действующего в стране законодательства и нормативных актов", - сказал Бердымухаммедов. Туркменистан, наряду с остальными прикаспийскими странами, поставил перед собой амбициозные планы по освоению каспийского шельфа и развитие нефтяной отрасли связывает прежде всего с морскими территориями.
Как сообщает официальный туркменский источник, на международный тендер на Каспии выставлено 32 лицензионных туркменских блока. В переговорный процесс, помимо Chevron, включены американские ConocoPhilips, Marathon, Midland Oil & Gas, британская British Petroleum, австрийская OMV, норвежская Statoil Hydro, французская Total, российская "ЛУКойл" и несколько компаний стран Дальнего Востока и Персидского залива. Практически все эти компании открыли в Ашгабате свои представительства.
Согласно оценкам американской геофизической компании Western Geco, запасы туркменского сектора шельфа Каспия составляют 11 миллиардов тонн нефти и 5,5 триллиона кубических метров газа без учета уже законтрактованных блоков. Как подчеркивают туркменские источники, это более половины ресурсов нефти и около одной четверти газа в пределах всей страны.
А сам президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов предложил американской компании ExxonMobil, учитывая ее многолетний опыт, принять участие в создании экспортной инфраструктуры для вывода туркменских энергоносителей на мировые рынки. По мнению туркменского руководителя, усилия компании могут быть применены также в проектах геологоразведки, освоения углеводородных месторождений на туркменском шельфе Каспийского моря, в сфере нефтепереработки, в области подготовки профессиональных кадров для нефтегазовой отрасли. Об этом заявил Гурбангулы Бердымухаммедов в Нью-Йорке на встрече с президентом нефтяной компании Рексом Тиллерсоном, который обозначил большой интерес к установлению взаимовыгодного сотрудничества с Туркменистаном, который реализует новую энергетическую стратегию. Она направлена на коренную модернизацию отрасли и диверсификацию экспортных маршрутов вывода энергоносителей на мировые рынки.
В репортаже местного ТВ говорится, что туркменский рынок является перспективным: здесь не только богатейшие углеводородные ресурсы, запасы которых подтверждены независимыми экспертами, но и созданы условия для зарубежного бизнеса, в том числе благоприятный инвестиционный климат, политическая стабильность и выгодное географическое положение Туркменистана ("Тренд"). Руководители компании поддержали инициативу Туркменистана о принятии ООН специальной резолюции о гарантиях безопасности международных трубопроводов, которая создает надежную и прочную основу для участия зарубежных инвесторов в реализации крупных инвестиционных проектов в Центральной Азии и Каспийском регионе.
Благодаря расширению углеводородного ресурсного потенциала, внедрению новейших западных технологий - в большей степени на Каспии, где требуются значительные затраты из-за труднодоступности месторождений, - к 2030 году Туркменистан намерен ежегодно добывать до 250 миллиардов кубических метров газа и 110 миллионов тонн нефти по сравнению соответственно с текущими 70 миллиардами кубических метров газа и 10 миллионами тонн нефти.
|