Мир многолик, и чтобы познать его, нужно быть и ученым, и поэтом одновременно. Один из видных математиков ХХ века говорил, что те, у кого фантазии маловато для математики, становятся литераторами. В этих сказанных в шутку словах содержится определенная доля истины. Без творческого воображения невозможно добиться успеха ни в одной отрасли наук, особенно в деле преодоления посредством цифр и математических действий невообразимо гигантских расстояний и проникновения в тайны невидимых миров. Но провести четкую грань между математикой и литературой тоже невозможно. И в той, и в другой области необходимо творческое воображение, и не случайно в ранние периоды мировой науки, особенно на Востоке, не было существующей в наше время четкой грани между точными и гуманитарными науками, а также художественным творчеством.
Обратившись к истории, увидим, что определить место Авиценны, Омара Хайяма, исходя из сферы их интересов, весьма не просто. Авиценна - величайший врач, математик или же крупный философ и поэт? Омар Хайям хотя и был одним из крупнейших астрономов и математиков своего времени, нашим современникам больше известен как поэт - мастер рубаи.
Сказка "Алиса в стране чудес" хорошо известна читателям, но мало кто знает, что ее автор Луис Керрол - это крупнейший математик своего времени Чарльз Лютвидж Джонсон. Один из лучших представителей русской поэзии Серебряного века Андрей Белый на физико-математическом факультете Московского университета был известен как преподаватель Борис Бугаев.
Широта взглядов и глубина проникновения в природу вещей характерны для каждой работы выдающегося математика, доктора физико-математических наук, профессора Андрея Николаевича Колмогорова. Кроме математики, он занимался стиховедением, первым применил математические методы и программирование к стихам.
Интересно, что среди математиков много писателей, людей, занимавшихся не только строгой наукой, но и творчеством. Это, наверное, связано с тем, что ни один из них не считал свои успехи в науке единственной целью в жизни, каждый из этих ученых стремился познать окружающий мир во всей его красоте и многообразии. Так же, как и математики, писатели и поэты стремятся найти истину, постичь красоту мира, понять его устройство - в этом им успешно помогает наука, прежде всего математика. Чтобы познать мир, нужно быть и ученым, и поэтом, и философом.
Все это говорит о том, что обращение математиков к художественному творчеству - не такое уж редкое явление. И неудивительно, что это имеет место и в наши дни. Одним из таких математиков, обратившихся к художественному творчеству, в настоящее время является Гамлет Исаханлы, доктор наук, профессор, хорошо известный в мире азербайджанский математик, который серьезно занялся литературным творчеством и уже издал несколько поэтических сборников, стихи которого переведены на несколько иностранных языков: русский, китайский, английский, грузинский, турецкий, что само по себе является свидетельством поэтической значимости его произведений.
Его математический талант не измерить обычными мерками, не разложить на составляющие, даже пользуясь его собственной классификацией. Тут нужны другой подход, выход в новое измерение, ибо требуется оценить явление далеко не обычного масштаба.
ArrayНам трудно дать подобную оценку. Но знакомство с работами Гамлета Исаханлы, его статьями и речами, стихами и поэмами, личные впечатления о нем позволяют нам отметить две особенности его творческой натуры.
Гамлет Исаханлы - один из людей, остро воспринимающих целостность мира, взаимодействие всех его материальных и духовных проявлений, которое и следует понять и почувствовать. Он любит и чувствует музыку и поэзию, лучше других искусств выражающих мечту о красоте как гармонии частей целого. Я думаю, его больше привлекают полифоничность мира, значительность каждого его проявления - научного, технического, спортивного - в общем ансамбле логики и эстетики бытия. Если вспомнить еще раз фразу Гильберта:"Математика есть единая симфония бесконечного", то гамлетовское - словом "симфония", казалось бы, постоянные размышления над многообразными математическими проблемами должны были полностью занимать все время и всю мощность гамлетовского интеллекта. Но нет, его внутренний мир - огромный оркестр, возможностей и инструментов которого хватает и на многие вещи, далекие от науки. Иногда так и хочется сказать словами Гамлета Исаханлы:"Вы не должны иметь обо мне представление как о человеке, который знает только математику; я принадлежу к тем людям, которые имеют собственное мнение более или менее по любому вопросу". Он математик исключительной широты, безграничным является его кругозор и в философии, экономике, политике, географии, спорте, в вопросах, связанных с искусством и литературой.
Гамлет Исаханлы так же верит в разум и творческие возможности каждого человека. Ко всем, с кем ему приходится встречаться, он относится с теми же высокими моральными и интеллектуальными требованиями, что и к самому себе. Он общается с человеком, как с равным себе. И тогда талантливый и трудолюбивый человек начинает верить в свои силы и начинает работать.
Есть много больших математиков, добившихся замечательных результатов в тех областях науки, которыми они занимаются. Но есть немногие из них, кто в математике умеет все, кто видит всю математику целиком, со всеми ее связями с другими видами человеческой деятельности - с искусством и литературой. К числу немногих принадлежит и Гамлет Исаханлы.
Но чем же вызвано обращение к поэзии ученого, с юных лет утвердившего себя в точных науках? Чтобы ответить на этот вопрос, наверно, следует обратиться к его стихам:
Стариннейшей тоски стариннейший вопрос:
Зачем живу? Что в этот мир принес?
И что останется от всех моих стараний,
Потерь, приобретений, обещаний?
И ученый, и поэт по сути занимаются одним и тем же - ищут ответы на поставленные жизнью вопросы, стремятся разгадать тайны мироздания, жизни, смысла самой жизни. И не на все вопросы можно ответить путем математических подсчетов. На многие и многие вопросы, поставленные в приведенном выше отрывке из стихотворения Гамлета Исаханлы, люди искали ответы тысячелетиями и отвечали. Но вопрос при жизни каждого нового поколения возникал снова и снова, ибо каждый из них для каждого человека имеет свое индивидуальное наполнение, изначально несколько отличающееся от общего, скажем так, гипотетического для всего человечества. Да и для более крупных сообществ - на уровне народов, наций, стран - определенной эпохи ответ на подобные вопросы может, да и звучат неодинаково, ибо, как говорит поэт:
Сколько в мире тайн? Считаем...
Книги умные читаем...
На природу уповаем,
Истиной не дорожим...
Этот мир - непостижим!
"Этот мир - непостижим", - утверждает поэт. Но при этом пытается силой поэтического слова постичь его, раскрыть смысл самой жизни.
Человек приходит в мир, стремится постичь его, открывая для себя каждый день все новые и новые грани, оттенки мира, через бабушкины, дедушкины сказки отправляется в мир чудес, потом сталкивается с жестокой действительностью и до конца своего земного пути пытается понять, что же такое жизнь. И все же до конца разгадать эту загадку не может. В математике ответом некоторых задач является бесконечность. Таким же бесконечным процессом являются постижение, познание жизни. Можно прожить и пятьдесят лет, и сто. Но раскрыть до конца суть этой жизни невозможно, но стремиться к нему надо, ибо, возможно, смысл жизни частично и в этом.
Одним из весьма примечательных стихотворений Гамлета Исаханлы является "Корни", в котором органически соединились традиции азербайджанской ашугской поэзии с основными тенденциями развития современной азербайджанской поэзии. При этом благодаря предельной смысловой наполненности каждой строки, каждого слова стихотворение выделяется из потока современной псевдофилософской поэзии. Поэт не философствует, а ищет опять-таки смысл жизни.
Когда-то с матерью родной
Я был единым целым...
Мы были две души в одной,
Единокровным телом.
Она была мой небосвод,
Моя земля и пища.
Я наливался в ней, как плод,
Сокрытый в корневище.
И разрывать единства связь
Была такая мука!
Родился я....