|
Турция способна далеко продвинуться по пути превращения в мировую державу
Суббота, 30.01.2010
Фуад Мамедов-Пашабейли |
размер шрифта |
|
|
|
Год назад под впечатлением инцидента, произошедшего в Давосе между президентом Израиля Шимоном Пересом и премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, мною была подготовлена статья "Турция меняет тактику", которая была опубликована в "Зеркало" (21.02.2009). В публикации я указывал на то, что, наблюдая за действиями высших турецких руководителей на политической арене мира, можно смело указать на факт изменения Анкарой тактики ведения внешней политики. Время подтвердило сей прогноз. Более того, со сменой тактики руководство братской страны поставило перед собой более высокую стратегическую задачу. В мае 2009 года на пост главы МИД Турции после Али Бабаджана заступил более опытный и более близкий с идеологический точки зрения турецкому движению "Милли геруш" ("Национальный взгляд") воспитанник экс-премьера Наджмеддина Эрбакана Ахмет Давутоглу.
После того как главным турецким дипломатом стал Давутоглу, во внешней политике Турции начало ощущаться еще большее оживление. Анкара в первую очередь приступила к восстановлению отношений с приоритетными соседними государствами, и в особенности с арабскими, также вновь обратилась к пересмотру политики со странами Балтии, Ближнего Востока и Кавказа. Ахмет Давутоглу проводит политику "бесконфликтности с соседями". Чувствительной проблемой для Турции было отношение Сирии, которая поддерживала Курдскую рабочую партию. Из-за этого на границе располагалась усиленная боевая группировка (приводят цифры от 30.000 до 50.000 военнослужащих), призванная умалить сирийское влияние. Наряду с этим существовала проблема рационального использования питьевой воды Евфрата. Новый министр иностранных дел Турции этот вопрос с Сирией решил, и сейчас две державы отменили визы для своих граждан, так что отныне и сирийцы, и турки могут свободно пересекать границу. В обмен на гарантию поддержания территориальной целостности Ирака Анкара добилась от Багдада согласия на создание свободной экономической зоны. А это, хочешь-не хочешь, позволит Турции взять под свой контроль богатые месторождения нефти на севере Ирака, включая огромное месторождение в Киркуке. Турция пошла также на переговоры с Арменией. В этом значительную роль сыграла госсекретарь США Хиллари Клинтон, что подчеркивает факт поддержки американцами новой политики Турции.
ArrayРешение этого вопроса СМИ истолковали как выдающуюся способность нового турецкого министра иностранных дел, покорившего общественное мнение своей проницательностью. Вместе с этим, заигрывая с Арменией, Турции удалось убедить, тем не менее, официальный Баку в своей лояльности. Новая внешняя политика привела и к налаживанию торгово-экономических связей с богатой Саудовской Аравией.
Важнейшее значение для Турции имеют отношения с США. Турция американским руководством рассматривается в качестве ключевого геополитического центра Евразии, способного внести необходимый вклад в достижение Соединенными Штатами своих целей в регионе. Внутриполитические и геостратегические особенности Турции позволяют видеть в ней "мост" между Западом и исламским миром. В своем выступлении перед депутатами Великого национального собрания Турции Б. Обама заявил, что отныне американские отношения с мусульманским миром будут строиться не только на основе общей борьбы с терроризмом, но и на базе широкого сотрудничества с учетом взаимных интересов и взаимоуважения. Очевидно, что Турция будет играть в реализации этого сотрудничества роль "важного элемента сближения Запада и исламского мира". Это соответствует основополагающему принципу внешней политики администрации Б. Обамы - "Расширение глобального сотрудничества".
Однако между США и Турцией все еще сохраняются противоречия по некоторым региональным проблемам Ближнего Востока. Так, по Ирану между Соединенными Штатами и Турецкой Республикой существуют глубокие разногласия. Иран является одним из приоритетов внешней политики администрации Б. Обамы. Так же, как и бывший президент Дж. Буш, Б. Обама готов при необходимости использовать с целью помешать Тегерану приобрести ядерное оружие любые меры, включая и военные, но в то же время демократы выразили свою готовность к прямому диалогу с Тегераном. По мнению США, Турция недооценивает озабоченность Запада относительно ядерной программы Ирана. Турция, продолжая действовать в своих интересах, заключила с Ираном ряд соглашений в энергетической сфере, продемонстрировав, таким образом, свою самостоятельность и стремление повысить авторитет среди мусульманских стран. Реакция Вашингтона была сдержанной и заключалась в следующем: нынешняя политика Турции в отношении соседних стран не является для Соединенных Штатов сюрпризом. Однако Вашингтон ожидает, что Турция разделит озабоченность Запада относительно иранской ядерной программы. Кроме того, США положительно относятся к идее хранения иранского обогащенного урана на турецкой территории и считают, что для подобных целей Турция является наиболее надежной и безопасной страной. Позиции США и Турции по внутриполитическим процессам в Ираке носят непостоянный характер. Если во время войны в Персидском заливе в начале 90-х гг. XX века иракский фактор сыграл важную роль в укреплении тесного сотрудничества между США и Турцией, то в ходе иракского кризиса 2003 г. оказал негативное влияние на американо-турецкие отношения в целом, поставив под сомнение саму необходимость в дальнейшем развитии стратегического партнерства...
|
|
Новости по теме:
С чем связан визит Путина в Турцию?
Турция усиливает позиции страны-транзитера энергоносителей
Возможности для маневра сужаются
Внешнеполитическая мечта тюрок
Азербайджанский флаг отдан в жертву
|
|
|
|
|