Сейчас вы читаете газету за 16.04.2010 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Пятница | 16.04.2010
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Политика  
 
 
Борьба за господство на побережье и в воде,
Борьба за господство на побережье и в воде,
или Зачем понадобилась ОКЭС?
Пятница, 16.04.2010

размер шрифта  

Борьба за господство на побережье и в воде представляет собой прежде всего борьбу за политическую власть, экономическую независимость и большие деньги. Природные богатства Каспийского моря велики настолько, что уже сегодня обеспечивают многим прикаспийским государствам высокие показатели роста. Скорее всего, не случайно в новой Стратегии национальной безопасности Россия в качестве потенциальных конфликтных регионов рассматривает также бассейн Каспия. Ни для кого не секрет, что соперничество за энергоресурсы в данном регионе идет и будет идти между Россией и США. Не вызывает сомнения и то, что сами страны региона не заинтересованы в конфликтах за энергоресурсы.

Сегодня Организация Каспийского экономического сообщества (ОКЭС) является, пожалуй, самым обсуждаемым проектом в каспийской повестке России. Поражают скорость и необычная нацеленность довести до реализации этот проект. Россия вновь и вновь поднимает вопрос о создании ОКЭС. Как стало известно, на проходившем вчера в Баку "круглом столе" по межрегиональному сотрудничеству России и Азербайджана на тему "Россия и Азербайджан: через расширение межрегионального сотрудничества к укреплению стратегического партнерства", были также проведены обсуждения по созданию этой структуры. Инициатором обсуждения, нетрудно догадаться, является российская сторона.

Начнем с того, что Россия, являясь инициатором ОКЭС, считает, что создание новой региональной организации на Каспии даст мощный толчок сближению позиций стран региона и позволит им более уверенно отстаивать свои внешнеполитические интересы на международной арене.

Приходится констатировать, что, действительно, каспийская проблема под влиянием нефтяного фактора становится все более сложной, затейливой и многогранной. В первую очередь это связано с тем, что на Каспии переплелись в один узел такие аспекты, как энергетический, транспортно-коммуникационный, экологический и т.д. Нельзя забывать о том, что попытки прикаспийских государств выработать Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря в качестве базового документа до сих пор не увенчались успехом.

Основным камнем преткновения на этом пути стали различия в подходах прикаспийских государств к решению основного вопроса - разграничения моря. Однако, несмотря на существующие разногласия, представители пяти стран продолжают обсуждать проект конвенции. Это, по крайней мере, важно, поскольку напрямую затрагивает проблему безопасности в регионе.

С другой стороны, создание ОКЭС для России означает начало новой фазы активного наступления на политику США на Южном Кавказе и в Центральной Азии.

Бесспорно, сплотив прикаспийские государства в рамках новой региональной организации, в которой главную роль будет играть все же Россия, она тем самым сильно ударит по интересам США в регионе. Сегодня особую зону риска для интересов Москвы может представлять активное сотрудничество Вашингтона с Туркменистаном и Азербайджаном. К примеру, Ашгабат крайне заинтересован в привлечении инвестиций из-за рубежа в национальную экономику.

ArrayСША в свою очередь проявляют настойчивое желание помочь в этом Туркменистану. Взамен на эту помощь Вашингтон пытается заручиться поддержкой Ашгабата в расширении своего военного влияния в Центральной Азии.

Одним словом, Москва выступает за создание новой региональной организации, в которой позиции России будут сильны и которая наряду с другими региональными организациями, как ОДКБ и ШОС, сможет противостоять США.

Надо полагать, что основным аргументам Москвы в пользу создания новой региональной структуры является то, что, мол, в рамках ОКЭС процедура обеспечения правовой основы статуса Каспийского моря будет значительно упрощена. На сегодняшний день прикаспийским странам этого сделать не удалось, то есть без определения международно-правового статуса Каспия не удастся выработать единой концепции безопасности в регионе, на которой все же настаивает и Россия. Азербайджан, в принципе, не против создания подобной организации, но при определенных условиях, а именно: сначала надо все же решить основной вопрос - вопрос статуса Каспия.

То есть в Азербайджане считают, что создавать ОКЭС без решения противоречий между ее потенциальными участниками было бы неэффективно. А основное противоречие связанокак раз-таки с  определением правового статуса Каспийского моря и завершением процесса разграничения его акватории и шельфа.

При этом ясно, что для Баку вопрос статуса моря гораздо более актуален, чем, скажем, для Москвы и даже Астаны. Россия в этом отношении оказалась в привилегированном положении, чем все остальные прикаспийские страны. Ей удалось разрешить практически все статусные вопросы с Азербайджаном и Казахстаном. У Азербайджана же в соседях неуступчивый и строптивый Иран и не менее капризный и притязательный Туркменистан.

В таком формате развивать общее экономическое сотрудничество Азербайджану просто не с руки. К примеру, надо вспомнить агрессивную реакцию Тегерана на попытку азербайджанских нефтяников начать разведку в южной акватории Каспийского моря и демарш Ашгабата относительно вызова Азербайджана в Международный суд по факту определения принадлежности месторождений. Так что позиция Баку вполне понятна.

Обращает на себя внимание то, что, помимо прочего, ОКЭС нужна России хотя бы по той простой причине, что Москва отказывается поддерживать любые проекты строительства нефте- и газопроводов по дну Каспия. Известно, что именно это предлагают ЕС и США в рамках своих инициатив по созданию новых маршрутов транспортировки каспийских и центральноазиатских ресурсов в обход России. Это может создать определенные трудности у Москвы в отношениях с Баку и Ашгабатом, который, в принципе, не исключает возможностей увеличить количество альтернативных маршрутов для своего нефтегазового экспорта.

На данный момент существует несколько транспортировочных артерий, некоторые из них находятся в эксплуатации, а некоторые - лишь на стадии проекта. Вопрос транспортировки каспийской нефти и газа является одним из ключевых в клубке проблем Каспийского региона. В этом вопросе сталкиваются интересы всех заинтересованных стран. Все же вопрос транспортировки каспийских углеводородов имеет не только экономический характер, но и политический, ведь контроль над транзитом ресурсов гарантирует геополитическое доминирование страны и ставит в зависимость от нее страны-потребители.

С этой точки зрения вопрос транспортировки, пожалуй, можно назвать одним из самых сложных в решении каспийской проблемы после определения статуса Каспия. Без согласия России ни одно государство не сможет построить трубопровод по дну Каспийского моря, что может свести на нет усилия США по реализации проектов строительства альтернативных трубопроводов из региона.

Также надо учитывать тот факт, что не совсем определено и само будущее нефтяных и газовых месторождений на Каспии. Сохраняются серьезные расхождения между прикаспийскими странами СНГ и Ираном по поводу принадлежности как территориальных вод, так и энергетических недр Каспия. Иран, как известно, играет на Каспии достаточно влиятельную роль, и для этой страны расширение нефтяных поставок, да еще с американским финансовым участием, не особо радостно. Нельзя забывать и о том, что жесткие санкции, которые были введены против этой страны Соединенными Штатами, а под их давлением - и со стороны ЕС, не дают возможности ни свободно продавать свои газ и нефть в Европу, ни получать оттуда, помимо валюты, новые технологии и инвестиции. В Соединенных Штатах сохраняется крайняя настороженность по поводу любых действий Тегерана, а в Иране по-прежнему уверены, что Вашингтон только и думает, как бы на них напасть. Кстати, с точки зрения дальнейших политических раскладов и вариантов, и Иран, и Россию вполне устраивает ОКЭС. Именно это может помешать, с одной стороны, прокладывать транскаспийский газопровод для Nabucco, а с другой - расширять транскаспийские поставки нефти из Казахстана через Каспий. Ведь нельзя забывать о том, что пока основные нефтяные и газовые маршруты доставки энергоресурсов из Туркменистана и Казахстана пролегают по-прежнему именно через российскую территорию, а посему портить с Москвой отношения ни Астане, ни Ашгабату стратегически невыгодно. Для России немаловажным является и то, что ОКЭС, возможно, оживит региональное экономическое взаимодействие и ускорит заключение ряда двусторонних юридических соглашений.

Как известно, Россия предлагает прикаспийским странам строить отношения в газовой сфере на базе межправсоглашений на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В Москве считают, что "Газпром" имеет положительный опыт работы с компаниями стран Прикаспийского региона. Но сегодня в основном это сотрудничество строится на базе коммерческих договоров. Российская сторона желала бы, чтобы на среднесрочную и долгосрочную перспективу сотрудничество "Газпрома" с прикаспийскими компаниями строилось на базе комплексного подхода с пониманием того, что это не просто контракт на закупку газа, но и вопросы добычи, транспортировки, переработки газа. А это возможно лишь в том случае, если сотрудничество будет строиться на базе межправсоглашений. Опять же, подобный российский подход вряд ли устроит европейских партнеров стран Каспийского региона, поскольку лишит их возможности расширить географию поставок газа.

Проблема для России заключается еще и в том, что другие прикаспийские государства также пытаются усилить свое влияние в регионе как раз за счет транскаспийских энергетических проектов. Немаловажным фактором является и то, что в Прикаспийском регионе отношения между заинтересованными странами складываются главным образом в зависимости от тех экономических и политических выгод, которые сулит реализация того или иного трубопроводного проекта. В результате добыча и транспортировка углеводородов в регионе оказались настолько политизированы, что любое движение в этой сфере рассматривается лишь в одном ключе: пойдут ли каспийские энергоресурсы в Европу в обход России или нет?

К примеру, реализация Транскаспийского газопровода делает США важным игроком на европейском газовом рынке, где американцы пока не играют никакой роли. Кроме того, в Вашингтоне этот проект рассматривается как фактор, который будет способствовать отходу Туркменистана от России и ослаблению позиций последней на евразийском пространстве. Поэтому США будут стремиться сделать все возможное для привлечения инвестиций и ускорения работ по строительству Транскаспийского газопровода. Если Транскаспийский газопровод будет в конечном счете проложен, Россия сразу же может потерять свое влияние и в Туркменистане, и частично в Казахстане.

Поэтому у Москвы насчет газовых "ответвлений", которые минуют ее территорию, в любой ситуации на вооружении будет только одна политика: бороться, препятствовать своим недругам и делать все возможное, чтобы проекты типа Nabucco и газопровода по дну Каспия не стали реальностью. Что она собирается и делать с помощью ОКЭС. Почти на всех саммитах прикаспийских государств Москва неоднократно заявляла, что для реализации любого трубопроводного проекта в регионе необходимо согласие всех пяти прибрежных государств, делая, таким образом, попытки добиться для России возможности наложить вето на вопросы, касающиеся энергетического развития Каспийского бассейна. Несогласие с этой позицией Кремля неоднократно выражали официальные лица Казахстана, Туркменистана и Азербайджана, которые заявляли, что связанные со строительством трубопроводов вопросы являются, по сути, внутренним делом стран, реализующих эти проекты. Все понимают, что Кремль стремится установить контроль над богатым углеводородными ресурсами Каспием, и особенно над путями их транзита в Европу.

Понятно и другое, а именно: уже сейчас ОКЭС поставит государства-участников перед выбором - быть заодно с Россией или остаться в стороне. Признаться, выбор непростой, особенно для тех, кто либо не вступал раньше в региональные организации, либо стремился диверсифицировать и уровнять свои внешнеполитические векторы. Последнее, скорее всего, относится и к Азербайджану...



Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1
Новости по теме:

Анкара и Москва проводят "сверку часов" на фоне отрицательного отношения Европы к самой идее членства Турции в ЕС

Беларусь заинтересовали азербайджанские фрукты и овощи

Чего ждут политики от американо-российского диалога?

Кабинет министров работает

Нарушителями границы оказались иностранные граждане

Другие новости раздела
 
Недовольство Азербайджана политикой США усиливается
А это позволяет сделать определенные выводы по итогам вашингтонских переговоров премьер-министра Турции



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика