Текущий год должен стать решающим в вопросе определения того, по какому трубопроводу будет поставляться каспийский газ на европейский рынок. Отметим, что Россия, являясь на сегодня одним из крупнейших поставщиков природного газа на европейский рынок, предпринимает максимальные усилия, чтобы сорвать проекты строительства альтернативных газопроводов из Каспийского бассейна в обход российской территории. Поставки азербайджанского и туркменского газа на европейские рынки в обход России могут сильно подпортить Кремлю ценовую игру на европейском газовом рынке.
Впрочем, российские руководители сейчас всячески стараются откреститься от того, что конкуренция на европейском газовом рынке может привести к снижению цен для европейских потребителей. Так, глава "Газпрома" Алексей Миллер говорит в интервью Der Spiegel о рентабельности газопроводов и репутации газового концерна как "длинной руки Кремля". По словам председателя правления "Газпрома", концерн позиционирует себя как глобальную энергетическую компанию, интегрированную в вертикальную сеть, куда входят все ступени: от разведки и добычи, транспортировки и хранения до вывода продукции на рынок и доставки конечному потребителю. И частью этой сети, подчеркивает Миллер, являются такие крупные международные игроки, как E.on, Ruhrgas, BASF или Eni. "Доли в этих концернах для нас - часть стратегии".
Отвечая на вопрос журналистов о целесообразности строительства Балтийского газопровода, стоимость которого выросла с 4 до 8 млрд. евро, Алексей Миллер указал на прибыльность подобных инвестиций. "Балтийский газопровод принадлежит наполовину "Газпрому", наполовину - европейским партнерам. Это наш совместный газопровод, который не проходит через транзитные страны, в результате чего мы не должны платить за транзит газа. Наше 50-процентное участие, - напомнил Миллер, - соответствует сумме, которую концерн потерял за те дни, когда имел место газовый конфликт с Украиной". При этом Миллер не считает, что с появлением нового газопровода газ для немецких потребителей станет дешевле. "Строительство газопровода не может повлиять на цену на газ. Ее определяют не "Газпром" или европейские партнеры, а цена на нефть. А вот вопрос о справедливости такой взаимосвязи является вопросом справедливости финансового капитализма как такового".
Array"В ходе финансового кризиса мы пережили много того, чему никто из нас не учился. Мир и Европа пережили такие потрясения, от которых не могут оправиться до сих пор. Похоже, ваши учителя были все-таки не до конца проницательны", - заметил глава российского концерна, комментируя утверждение журналистов о том, что цену должно определять соотношение спроса и предложения.
Комментируя намерения России проложить оцениваемый в 24 млрд. евро газопровод "Южный поток" в дополнение к уже строящемуся "Северному потоку", Алексей Миллер указал на то, что "оба трубопровода полностью вписываются в рамки нашей стратегии, а также стратегии ЕС в области диверсификации транспортировки газа. "Северный поток" и "Южный поток" создают новые транспортные коридоры в Европу. До сегодняшнего дня 80% российского газа поступает через Украину. Есть отличная российская поговорка: не надо класть все яйца в одну корзину".
Миллер опроверг бытующее мнение о том, что Россия настроена против строительства газопровода Nabucco, при этом отметив, что вопрос о его заполнении - проблема европейцев. "Отличным клише для западных читателей" назвал глава "Газпрома" предположение его немецких визави о том, что стратегически важные решения могут приниматься не в головном офисе концерна, а в Кремле. "Все верно, более половины акций концерна принадлежит государству. А поскольку государство является мажоритарным акционером, оно вправе задавать стратегические цели: диверсификацию наших рынков, транспортные маршруты, вопросы, связанные с производством. Других задач государство перед нами не ставило" (NEWSru.ua).
Впрочем, польские высокопоставленные чины продолжают утверждать, что ценообразование российского газа зависит не только от цен на нефть на мировых рынках, но и от других факторов.
Польша заинтересована в стабильных поставках российского газа, но Варшаву не всегда устраивает цена, и она не хочет полностью зависеть от поставок из РФ. "Мы заинтересованы в получении российского газа, и это подтвердили последние договоренности между "Газпромом" и ПГНиГ. Вопрос: какая в будущем должна быть его участь в общем объеме газа, потребляемого Польшей?", - сказал в интервью "Интерфаксу" посол Польши в РФ Войцех Зайончковски.
Он указал, что Польша намерена диверсифицировать источники газа. "Мы это делаем, и один из проектов - это строительство терминала сжиженного газа недалеко от Щецина на северо-западе Польши. Скоро будут установлены интерконнекторы, которые соединят нас с другими газовыми системами. Мы изучаем возможности увеличения собственной добычи, в том числе и сланцевого газа", - отметил польский дипломат. В.Зайончковски добавил, что стоимость получаемого из России газа не всегда нравится Варшаве. "Мы получаем газ из России, хотя цена, конечно, не всегда нас устраивает. Мы обратили внимание на то, что цены на российский газ в Европе зависят не от отдаленности от месторождений, а от того, в какой степени данная страна способна диверсифицировать поставки", - подчеркнул он.
Дипломат пояснил, что есть страны, которые расположены относительно близко к российским месторождениям, но на 100% от них зависимы. "И они платят больше, чем страны более отдаленные, но в которых доля "Газпрома" составляет 20%. Иными словами, все зависит от того, в какой степени данная компания доминирует на рынке. "Это свойственно не только "Газпрому", будь на его месте другая мировая газовая компания, она вела бы себя таким же образом. 100% - тогда я хозяин, я определяю, какая должна быть цена. Есть конкуренция - я учитываю этот момент, и ценовая политика становится более гибкой", - сказал он.
В то же время В.Зайончковски признал, что в Польше потребность в российском газе сохраняется. "Мы хотим прийти именно к этой ситуации - получать российский газ, но не исключительно..
|