После аварии на атомной электростанции "Фукусима" ставка на природный газ в развитии мировой энергетики в ближайшие десятилетия определилась достаточно четко. Европейский Союз больше не может развивать атомную энергетику, и "зеленые" уже однозначно диктуют свои условия по закрытию действующих атомных электростанций.
Однако возникает вопрос: кто станет поставщиком природного газа для ЕС? То, что руководство Евросоюза не слишком радостно воспринимает весьма успешно развивающиеся российские проекты "Северный поток" и "Южный поток", которые могут посадить европейскую экономику на российскую газовую иглу, однозначно. Конечно, альтернативой российскому газу может стать природный газ из Каспийского бассейна по европейскому проекту Nabucco. Но данный проект в последнее время все глубже застревает в переговорном процессе, и при этом никак не может решиться вопрос с сырьевой базой для данного трубопровода.
Турция предпринимает усилия по активизации работ по реализации Стадии-2 разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз" в азербайджанском секторе Каспия. Как передает 1news.az со ссылкой на газету Star, вывод месторождения на полную мощность должен обеспечить ежегодные поставки газа до 16 млрд. кубометров в год. Этот вопрос несколько дней назад был обсужден министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом с руководством ВР, являющейся основным участником консорциума по разработке месторождения. Ему удалось заручиться гарантиями британской компании об активизации работ вместе с другими участниками проекта - Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR), турецкой TPAO и итальянской Eni. Планируется, что на полную мощность проект "Шахдениз-2" выйдет в 2016-2017 гг. Турция ежегодно получает с "Шахдениз" 6,6 млрд. кубометров природного газа в год. Часть этого объема поставляется в Грецию. Для активизации работ по проекту Nabucco реализация второй стадии "Шахдениз" имеет большое значение, отмечает издание. Помимо неопределенности с объемом поставок, важной проблемой Nabucco является неспособность его участников договориться о цене за поставляемое топливо и за его прокачку по территории стран-транзитеров. Впрочем, природный газ с месторождения "Шахдениз-2" рассчитывают получить и другие участники конкурирующих трубопроводов: Трансадриатический газопровод (TAP), "Белый поток", ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия).
ArrayИ еще непонятно, какому из рассматриваемых трубопроводов может отдать предпочтение Азербайджан.
Конечно, еще одной сырьевой базой для Nabucco продолжают считать Ирак. Однако на данный момент существующие запасы газа в Ираке удовлетворяют потребности самой страны, заявил 1news.az посол Ирака в Азербайджане Гейдар Шия Губейши Аль-Баррак. По его словам, вместе с тем у Ирака большие залежи "голубого топлива", которые он сможет в будущем экспортировать. "Наша страна заинтересована в проекте Nabucco, но не думаю, что мы сможем начать поставку газа ранее 2017 года. Мы продолжаем переговоры в этом направлении", - сказал он. Отметим, что консорциум проекта газопровода Nabucco видит в Ираке наиболее реального поставщика газа для трубопровода. Спонсоры проекта ведут предварительные переговоры с иракскими властями через RWE, которая является одним из акционеров Nabucco. RWE в августе прошлого года подписала соглашение о сотрудничестве с иракской стороной для того, чтобы способствовать развитию газораспределительных сетей регионов Ирака. Nabucco рассчитывает получить 10 млрд. кубометров газа из Ирака и 8 млрд. кубометров - с газоконденсатного месторождения "Шахдениз" в Азербайджане.
На сегодняшний день значительно увеличить добычу природного газа и поставить в Nabucco большие объемы "голубого топлива" в регионе может только Туркменистан. Несомненно, переговоры с руководством Туркменистана никогда не отличалось легкостью для стран - импортеров природного газа. Но если Европейский Союз хочет получить надежные поставки природного газа, то его действия должны отличаться как большей политической активностью, так и принятием важных решений, связанных с финансированием строительства трубопровода между Туркменистаном и Азербайджаном. По прошествии более чем года относительной тишины поставки СПГ (сжатый природный газ) стали активно обсуждаться в качестве варианта транспортировки туркменского газа в Европу, тем самым транскаспийский газопровод снова стал темой серьезных дискуссий, считает американский эксперт по энергетике Александрос Петерсен. На прошлой неделе в Ташкенте прошли переговоры на уровне министров "ЕС-Центральная Азия". Стороны обсудили вопрос реализации Стратегии нового партнерства ЕС с Центральной Азией, а также ряд других, среди которых, как ранее сообщал официальный туркменский источник, был вопрос сотрудничества Туркменистана и ЕС в сфере энергетики. Это сотрудничество подразумевает экспорт туркменского газа в ЕС в перспективе, в рамках чего планируется реализация ряда энергетических проектов, одним из которых является Транскаспийский газопровод, призванный связать Азербайджан и Туркменистан. Газопровод протяженностью около 300 км планируется проложить от туркменского берега Каспия до азербайджанского, где он будет подключен к маршрутам транспортировки "Южного энергетического коридора". "Мы должны ожидать большего от этих дискуссий, чем в прошлом, поскольку они проводятся непосредственно после визита президента Еврокомиссии Баррозу в Ашгабат, когда руководство Туркменистана проявило четкую приверженность концепции "Южного энергетического коридора", - сказал Trend советник инициативы по вопросам европейской энергетической безопасности центра Вудро Уилсон Александрос Петерсен. То, что этот проект снова стал обсуждаться, - положительный факт, так как он (проект), по словам эксперта, не очень сложен технически, и, "несомненно, это лучший вариант для связи Туркменистана и других ресурсов Центральной Азии с Азербайджаном и в конечном итоге - с ЕС".
По словам Петерсена, заявления России и Ирана по статусу Каспийского моря, который до сих пор не определен, не являются препятствием для реализации Транскаспийского проекта - она требует только соглашения между Азербайджаном и Туркменистаном. Для начала реализации проекта Транскаспийского газопровода Азербайджану и Туркменистану необходимо разрешить вопрос спорных месторождений, считает эксперт. "Однако мы должны помнить о том, что вопрос спорного месторождения "Сердар-Кяпаз" все еще остается актуальным, поэтому отрадно видеть, что переговоры по разрешению этого вопроса активизировали в последнее время", - сказал эксперт. ЕС, по его словам, не мешало бы обеспечить посредника высокого уровня, чтобы привлечь внимание к вопросу месторождения "Кяпаз" для того чтобы достичь его окончательного разрешения.
Разногласия между Азербайджаном и Туркменистаном возникают вокруг месторождения "Кяпаз" (в туркменской интерпретации - Сердар). Разработка пограничного месторождения "Кяпаз", открытого в советское время азербайджанскими геологами, в настоящее время не осуществляется. Несмотря на это, Азербайджан неоднократно предлагал Туркменистану совместную разработку этого месторождения. Баку уверен, что Туркменистану выгодно разрабатывать месторождение "Кяпаз" совместно с Азербайджаном. Прежде всего это объясняется наличием мощной инфраструктуры по строительству и транспортировке добытых углеводородов. В Туркменистане такой инфраструктуры нет.
По данным Министерства промышленности и энергетики Азербайджана, извлекаемые запасы месторождения "Кяпаз" составляют 50 млн. тонн нефти. В советские времена оно называлось "Промежуточное", так как находилось на срединной линии между Азербайджаном и Туркменистаном.
Напомним, что к проектам "Южного коридора" относятся: "Набукко", Трансадриатический газопровод (TAP), "Белый поток", ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия). "Южный коридор" является одним из приоритетных для Евросоюза и призван диверсифицировать маршруты и источники энергопоставок, повысив тем самым энергетическую безопасность ЕС.
|