Омбудсман Азербайджана Эльмира Сулейманова выразила свое отношение к введению общественного контроля над Вооруженными силами страны. "Над положением в азербайджанской армии не ощущается достаточного общественного контроля. Я провожу обсуждения по этому вопросу, и мне кажется, что создание института общественного контроля над Вооруженными силами является требованием времени, и такой контроль обязательно появится. Общественный контроль - очень сильный фактор", - заявила Э.Сулейманова журналистам.
Она напомнила, что по инициативе аппарата омбудсмана в свое время был введен общественный контроль под пенитенциарной системой, Министерством труда и социальной защиты населения, что было встречено с большим одобрением со стороны широких слоев общества. "Были устранены очень большие нарушения, создана прозрачность. Сейчас настало время введения общественного контроля и в азербайджанской армии", - утверждает Э.Сулейманова, добавив, что выступила с этим предложением во время годового отчета в Милли Меджлисе ("Тренд").
Напомним, общественный контроль над пенитенциарной системой осуществляется Общественным комитетом, который сформировали отечественные правозащитники. Деятельность Общественного комитета при пенитенциарной системе высоко оценивалась руководством Министерства юстиции, но подверглась резкой критике со стороны независимых правозащитников, оппозиционных и независимых СМИ. Членов Общественного комитета неоднократно обвиняли в том, что они прикрывают факты пыток и других нарушений, касающихся подследственных и заключенных. О деятельности данного комитета можно судить по заявлению одного из его членов, а именно руководителя Лиги защиты трудовых прав Сахиба Мамедова, опубликованному в статье "Ударим общественным комитетом по пыткам" 2 июня 2009 года. Правозащитник заявил, что если человека вытаскивают из камеры и избивают - это не пытка, а лишь плохое обращение и избиение. Не сведется ли введение общественного контроля над Вооруженными силами лишь к появлению еще одной структуры наподобие той, что существует при пенитенциарной системе?
Председатель Комитета против пыток, бывший член Общественного комитета при пенитенциарной системе, правозащитник Эльчин Бехбудов не видит необходимости в создании подобной структуры для контроля над Вооруженными силами, ибо не верит, что создание Общественного комитета при Вооруженных силах приведет к позитивным переменам посредством реального ведения общественного контроля. "Если этот орган будет действовать так же, как действует Общественный комитет при пенитенциарной системе, то не видится никакого резона. Ведь, судя по названию, данный комитет должен представлять широкую общественность. А разве вы слышали когда-либо, чтобы Общественный комитет сообщал общественности о фактах нечеловеческого обращения в учреждениях по отбыванию наказания? Лично я об этом никогда не слышал", - заявил он "Зеркалу.
Член Общественного комитета при пенитенциарной системе, правозащитник Саида Годжаманлы считает очень важным введение общественного контроля над ситуацией в Вооруженных силах. "Судя по информации, опубликованной в СМИ, в армии сложилось ужасное положение.
ArrayПостоянные случаи гибели солдат требуют проведения в воинских частях мониторинга с участием представителей гражданского общества", - считает она.
С.Годжаманлы не соглашается с претензиями, выдвинутыми против Общественного комитета при пенитенциарной системе. "Нашей задачей является проведение мониторингов в местах заключения и конфиденциальное информирование о действующем положении министра юстиции. На основании результатов этих мониторингов и принимаются соответствующие меры", - отмечает С.Годжаманлы.
По ее мнению, то, что члены Общественного комитета периодически проводят пресс-конференции, можно квалифицировать, как положительный тренд. "Если факты пыток при пенитенциарной системе имеют место, то мы информируем об этом общественность", - говорит правозащитник.
Глава неправительственной организации "Общество правового просвещения" Интигам Алиев в рамках исследуемой темы выразил несогласие с мнением омбудсмана о том, что создание Общественного комитета при пенитенциарной системе обеспечило прозрачность этого органа.
"В учреждения по отбыванию наказаний должны пускать не только членов Общественного комитета, но также и членов других неправительственных организаций, которые также работают в этой области, не говоря уже о представителях международных организаций", - сообщил он "Зеркалу". Относительно целесообразности создания Общественного комитета при Вооруженных силах он сказал следующее: "Практика показывает, что создание таких комитетов при государственных органах приводит лишь к имитации прозрачности. Общественным организациям и медиа должна быть предоставлена возможность получать достоверную информацию от официальных лиц. Без этого создание этого комитета не будет иметь никакого позитивного значения".
Правозащитник, директор комитета демократического контроля над Вооруженными силами Алекпер Мамедов считает, что Общественный комитет при пенитенциарной системе находится под полным контролем властей.
"Если общественный контроль над Вооруженными силами будет осуществляться таким же образом, то никакого эффекта от его создания не будет. Независимый общественный контроль над Вооруженными силами просто не выгоден властям потому, что в случае его создания проблемы, существующие в армии, станут общеизвестными", - считает правозащитник.
Он утверждает, что сегодня власти оказывают давление на организации, которые пытаются заниматься проблемами Вооруженных сил. "Это я знаю по собственному опыту", - заявил правозащитник. Он считает, что общественный контроль над Вооруженными силами не может быть введен в приказном порядке сверху. "Меня очень интересует следующий вопрос: "С какой стати это Эльмира Сулейманова вспомнила о проблемах армии только сегодня? " Ведь неправительственные организации вот уже на протяжении многих лет заявляют о необходимости введения общественного контроля над Вооруженными силами", - задается вопросом правозащитник.
По мнению А.Мамедова, власти, интересы которых представляет омбудсман Эльмира Сулейманова, вынуждены пойти на создание общественного контроля над Вооруженными силами под давлением международных организаций и НАТО, с которой ведется сотрудничество. "Договор, подписанный с этим альянсом, предполагает создание института общественного контроля над Вооруженными силами. И сегодня НАТО требует выполнения Азербайджаном взятых на себя обязательств", - считает правозащитник.
Директор комитета допускает, что заявление Э.Сулеймановой носит популистский характер. "Возможно, омбудсман просто пытается выслужиться перед НАТО и международными правозащитными организациями", - заявил А.Мамедов.
Так или иначе, в структуре, осуществляющей общественный контроль над Вооруженными силами, необходимость прослеживается. Положительный опыт других стран это только подтверждает. От кого и как бы эта инициатива ни исходила, вопрос требует и дискуссий, и действий. К тому же, если данную структуру не создать сегодня, завтра все равно придется заниматься этим делом. Потому лучше не терять времени и постараться взяться за дело при участии структур и людей, репутация которых не запятнана.
|