Как нам известно, большинство мусульманских стран cостоит в категории развивающихся, и использование экономической идеологии ислама в качестве моральной и этической основы может дать свои результаты в развитии этих государств. В исламе, как и в христианском и еврейском богословии, говорится о греховности прибыли, полученной от процентов, но одновременно, но есть различные способы беспроцентного финансирования. В любой другой религии или общественном строе этим вопросам не уделяется такое полноценное внимание, как в исламе. Даже коллективная эффективность (понятие Всемирного банка) была впервые описана в исламе, где, в целом избегая личных интересов и индивидуализма материалистической экономики, в основу всего в первую очередь ставится благополучие общества.
Аспект тавхид или единство является ядром в исламских финансах. Это не только вложение в "чистые" активы и уход от процентов, это также защита общества от обмана, мошенничества и социально-напряженных отношений. Исламское банковское дело на первый взгляд может показаться парадоксом потому, что ислам запрещает ростовщичество, накопление процентов - краеугольный камень традиционной банковской системы. Святой закон также запрещает мусульманам получать прибыль от запретных отраслей экономики, таких, как алкоголь, азартные игры, вооружение, порнография, а также любые виды инвестиций, связанные с ними.
Основной целью всех ограничений в исламе является достижение социальной справедливости, разделяя риск и прибыль поровну. Исламское банковское дело запрещает людям продажу того, чего они не имеют, то есть спекуляцию, и заключения такого рода контрактов, которые содержат высокую степень риска, что в свою очередь исключает традиционную систему страхования. Вместо этого исламские банки развили и внедрили так называемую "такафул", в котором группа людей разделяет риск между собой. В общем, запрет процентного соглашения шариатом, тем не менее, является тем, что стало причиной большинства проблем современного финансового мира.
Мы можем привести много примеров о вышеупомянутых запретах из Святого Корана, хадис Пророка Mухaммeда (б), и даже из Старого и Нового Завета: "Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением". Это потому, что они говорили воистину "торговля подобна лихоимству". Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них, после того как ему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пробудут вечно (Aл Бакара 275).
Пророк Мухаммед (Благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Одна единица денег, взятых через риба сознательно, является больше чем 36 проституций". "Вы не должны предоставлять ему свои деньги для ростовщичества, ни предоставлять ему Вашу пищу за прибыль" (Левит 25:37).
Array(еврейская Библия). "Но любите Ваших врагов и делайте хорошее, и предоставьте, надеясь ни на что снова; и Ваша награда будет великой" (Лука 6:35) (Новый Завет).
Безусловно, от христианства до буддизма большинство религий в мире высказывалось против ростовщичества, и богословами часто обсуждался вопрос между допустимыми и чрезмерными нормами процентных ставок. Но, к сожалению, в конечном счете на Западе правительства и религиозные власти пришли к согласию и сочли некоторую сумму процентов допустимой. В исламе все по-другому, здесь большинство ученых шариата считают платежи с фиксированной процентной ставкой запрещенными. Так, например, выпускающий сукук (исламские облигации) не продает долг, как это делают традиционные эмитенты облигаций, а скорее это можно назвать продажей части актива, на которую в итоге покупатель наделяется правом получать арендную плату. Аналогично, вместо того чтобы получить процентную ссуду, бизнес, нуждающийся в финансировании мог бы заключить соглашение "мушарака", товарищество с разделением прибыли и убытков.
Хотя принципы исламских финансов получили мандат с рождения ислама в VII столетии, исламское банковское дело и финансы постепенно формализовались с конца 1960-х, в ответ на огромную обеспеченность нефтью, которая питала возобновившийся интерес и требование на шариат - послушные продукты и практику. В настоящее время исламское банковское дело - один из наиболее быстрорастущих секторов экономики. Оно растет быстрее, чем традиционное банковское дело на 15-20% в год, с активами, которые предположительно вырастут до 1 триллионна долларов США к 2011 году.
Исламские финансы в настоящее время составляют меньше чем 1% мирового капитала, имея огромный потенциал для роста. Особенно нужда в этом возросла за последние годы, питаемая ростом малой ликвидности, которая простирается вне стран - производителей нефти. В настоящее время приблизительно 270 исламских банков имеют глобальное присутствие и предлагают финансовые услуги, доступные в 76 странах, их общий совокупный баланс равен 300 миллиардам долларов США. Это не очень большая сумма по сравнению с глобальным оборотом банковского сектора, если учесть то, что только американские банки имеют в своих активах приблизительно 12,7 триллиона долларов США. Но, тем не менее, рост сектора впечатлителен: согласно Standarts&Poors, рост исламского банковского сектора составил более чем 10% ежегодно за прошедшее десятилетие.
Менеджеры финансовых учреждений и банков разрабатывают и предлагают все новые и новые финансовые продукты, совокупные с этическими и культурными принципами ислама. Эти продукты в основном охватывают области развития недвижимости, проектного финансирования, структурированных финансов, взаимных инвестиционных фондов и так называемого сукук (исламские облигации). В данное время наблюдается тенденция роста и расширения сектора в целом. Это привлекает внимание некоторых из крупнейших банков мира. В 1990-х HSBC и Citigroup учредили свои финансовые учреждения, предлагающие услуги по правилам исламского банковского дела. Предложения далеко не ограничены несколькими взаимными инвестиционными фондами, чтобы удовлетворить требования религиозных инвесторов, они и их региональные представительства создают и предлагают финансовые продукты, которые наподобие западных финансовых продуктов охватывают многие аспекты банковских услуг, начиная от потребительских ссуд, включая страховку и облигации. Центральные банки и корпорации других стран чувствуют в своей работе аналогичный спрос и требования к подобным услугам со стороны мусульманских клиентов.
Рост мусульманского населения Европы и некоторые другие аспекты создали экстраординарную волну спроса в финансовых продуктах, совокупных с мусульманским правом. Существует ошибочное мнение, что исламские страны поддерживают исламское банковское дело, чтобы пропагандировать свое религиозное общество. Если обратить пристальное внимание на увеличение числа институтов, организаций и даже правительств, заинтересованных в исламском банковском деле в странах, не имеющих никакого отношения к исламу, то можно убедиться в том, что упомянутый пункт абсурден.
Исламский финансовый рынок был зарожден на локальном уровне и глубоко внедрился в страны Персидского залива, но теперь даже Европа присоединяется к этой форме банковского дела. С 2006 года Allianz Group начал предлагать "такафул" в Индонезии, самой густонаселенной мусульманами страны в мире. В том же самом году, AIG учредил компанию под названием Enaya, которая начала предлагать такафул в Бахрейне. Swiss Re, Allianz Re и Мюнхенское Re также вышли на рынок такафул в последние годы. Товарищества на разделении прибыли также нашли место в международном банковском деле, на примере между Bank Al Jazira и страховым гигантом Prudential. Они основали новую компанию в Великобритании два года назад..
|