 |
Газах объявлен фольклорным городом, но работа не видна, он в забытье
Суббота, 25.09.2010
Нигяр Сеидова, кандидат химических наук, доцент АГПУ |
размер шрифта |
|
|
|
Каждый год я езжу к себе на Родину, в Газах, где похоронены мои прадеды, деды, родители и муж. Меня тянет любовь к земле, людям. Газах - один из исторически просветительных районов Азербайджана. Здесь после закрытия Закавказской учительской семинарии (в Гори) была открыта Газахская учительская семинария, и она была кузницей педагогических кадров с начала 20-х годов прошлого века. Здесь учился и Самед Вургун.
Будучи в Газахе, я стремилась поддержать эту традицию, выявить хороших учеников, наградить их за успешную учебу. Та к как в моей деревне жил и похоронен мой прадед, духовное лицо, Гаджи Махмуд Эфенди и на его могиле построен храм, люди вот уже сто лет идут к нему на могилу со своими бедами и приношениями. Я постаралась учредить грамоту его имени и награждать отличников учебы асланбейлинской школы этими приношениями. Этот процесс длится с 1995 года, и за эти годы около 250 человек получили в награду ковры и разные ценности. В Газахе три деревни Асланбейли, Гаймаглы, Кемерли стоят особняком и объединены названием "Индже дереси". Я решила перенести этот опыт и в две другие деревни, и в результате в 2008 году в Гаймаглы, а с этого года и в Кемерли этот опыт начинает набирать силу. Результат не обманул меня, и я узнала, что ученики асланбейлинск ой школы подтянулись в учебе и каждый год успешно сдают экзамены в высшие учебные заведения.
Каждый год мой сын тоже находит время и на дня три уезжает, чтобы посетить родные места. В середине августа он позвонил ко мне и сказал, что хочет сфотографировать некоторые исторические места Газаха, Куру, и мы отправились в район. Прибыв в Газах, мы посетили здание бывшей семинарии, и тут я пришла в ужас. Здание оставляет такое удручающее впечатление, хотя там до сих пор проходят занятия. Здесь училась элита педагогических кадров.
ArrayНеухоженность, заброшенность бросаются в глаза. Охранник здания с болью говорил о том, что очень многие люди приходят посмотреть на это историческое здание, а он сгорает от стыда, видя такое положение. Рядом с этим зданием стоит еще один исторический объект. Это старинные бани, которым больше ста лет. Бани тоже действуют и поныне, но неухоженность, антисанитария возмутили нас. По левую сторону от бани стоит большой стенд, напоминающий, что память шехидов вечна, а рядом гора мусора и обломки кирпичей. Мы посетили и этнографический музей Газаха, который тоже не оставил никаких приятных воспоминаний. Очень малое количество экспонатов, знаменитые газахские ковры представлены одним ковром и двумя килимами.
В парке мы встретили двух российских гостей, которые давали интервью, и их снимали фотокамерой. Один из них говорил, что он работал в послевоенное время в Газахском театре, жил в Газахе, что у него самые приятные воспоминания о Газахе. В данное время он проживает в России, профессор. Он настоятельно просил о том, что надо больше внимания уделять культурной жизни Газаха.
Люди старшего поколения толпились в парке, сидели в чайхане, обсуждая проблемы, но от этого ничего не менялось. Нужна какая-то организующая сила. Приехав в деревню, я тоже не нашла больших перемен. Женщины и девушки нашей деревни, как и много веков назад, носили воду на ишаках, часами выстаивая у колодца в ожидании своей очереди. Правда, вопрос с газом был решен, и это был шаг вперед. В каждом доме горело голубое топливо, не надо было закупать дрова, срубать деревья. Для деревни это большое достижение.
В деревне Гаймаглы вопрос с водой решен, построена новая школа, но, несмотря на внешнее благополучие, качество учебы в Гаймаглы ниже, чем в старой асланбейлинской школе.
На неучтенные деньги, собранные на могиле моего прадеда, местные муллы решили реставрировать развалины старого гостевого дома, принадлежавшего прадеду, в котором он за свой счет кормил приезжавших к нему г остей и проводил беседы на религиозные и нравственные темы.
Однако к вопросу реставрации надо подходить очень бережно. Суть реставрации состоит в сохранении духа времени. Вместо интересных развалин, показывающих быт начала века, дом его превратили в обычное зацементированное каменное здание, где нет духа, который звал бы людей к внутренней чистоте, к любви к своей земле, к преемственности поколений.
Приехав в город, мы выяснили, что перечисленные выше объекты - семинария, бани, этнографический музей - относятся к разным ведомствам. Здание бывшей Учительской семинарии о тносится к Министерству образования, бани - к социальным ведомствам, а музей - к Министерству культуры, в общем никто не в ответе. Мы проехали через весь Азербайджан, чтобы приехать в Газах. Мы очень радовались успехам в начале поездки. Хорошие дороги, вдоль дорог чистота и ухоженность бросаются в глаза. Это Гарадаг, Навои, Гобустан, Шамаха. Очень рады были за Евлах, Товуз. Но постепенно наш оптимизм убавился и совершенно исчез, когда мы прогулялись по историческим местам Газаха. Газах объявлен фольклорным городом Азербайджана, но работа не видна, он в забытье.
|
|
Новости по теме:
"Мейдан-базары" превратился в настоящий праздник
"Азербайджанский фольклор"
Защитить фольклорные образцы Азербайджана
Издана книга о фольклоре Южного Азербайджана
В Баку пройдет международная конференция по тюркскому фольклору
|
|
|