Сейчас вы читаете газету за 08.02.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Вторник | 08.02.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Новости  
 
 
Записки пессимиста,
Записки пессимиста,
или Беглый взгляд на борьбу с коррупцией
Вторник, 08.02.2011

размер шрифта  

В жизни так бывает, что, на первый взгляд, рядовое, даже по государственным меркам, событие вдруг отчетливо проясняет ситуацию в стране и тем самым обретает несоразмерную важность. Пожалуй, так случилось 27 января этого года, когда глава администрации президента Азербайджана академик Рамиз Мехтиев созвал расширенное заседание Госкомиссии по борьбе с коррупцией. Все это привело к тому, что сегодня уже стали почти что привычными проводимые в различных министерствах, ведомствах, одним словом, в госучреждениях всевозможные совещания. Эти совещания посвящены, как можно догадаться, исполнению поручений, данных на том самом, имеющем уже по праву называться знаменитым заседании от 27 января.

Но не только проведением лишь заседаний ограничиваются чиновники. Вовсю заработал официальный сайт Государственной таможенной службы, на патрульных автомобилях Государственной дорожной полиции устанавливаются камеры, записывающие весь процесс остановки автомобиля и разговора инспектора с водителем. Генеральный прокурор обещал начать борьбу с коррупцией с себя, точнее, не с себя лично, а с прокуратуры. В Госкомитете по земле и картографии уже создана комиссия по борьбе с коррупцией и функционирует служба "горячей линии", чиновники различного уровня отвечают на вопросы граждан по прямой телефонной линии и т.д. и т.п.

При этом приводятся различные цифры, которые должны являться показателями уровня борьбы в том или ином учреждении: сколько человек уволено, скольким еще предстоит отвечать перед законом. А самое главное - это обнадеживающая "работа в данном направлении все еще продолжается". Мол, не остановимся на достигнутом.

Да, и у определенной части населения эта самая борьба с коррупцией начала вызывать почти что ничем не измеримый восторг. Достаточно ознакомиться с записями, которые делают активные пользователи Интернета на всевозможных форумах, чтобы понять: у населения появилась-таки надежда, что что-то должно измениться. Кто-то по нормальной цене, не переплатив, а уплатив положенный налог, провез машину через таможню; кого-то на дороге за нарушение правил дорожного движения остановил автоинспектор, но не взял мзду, а, как и должно быть, выписал штраф, как говорится, с квитанцией; где-то, в какой-то то ли в больнице, то ли поликлинике врач отказался принять вознаграждение.

Можно было бы продолжить этот список, но надо полагать, что идея уже ясна. Одним словом, народ ликует.

Безусловно, то, что началась борьба или попытка борьбы с коррупцией, - факт сам по себе положительный: любой здравомыслящий человек знает, что дальше так продолжаться не могло. Нужна была "встряска", и она, как кажется, на сегодняшний день происходит.

Но вопрос в другом, а именно: насколько эффективной будет эта борьба, сколько будет продолжаться, и, самое главное, на самом ли деле происходит противостояние коррупции, или это очередная кампания?

Начнем с того, что в политической науке четко прописано: для успешного противодействия коррупции должны быть созданы соответствующие условия. Что это означает? Полностью восстанавливается контроль над бюрократией, развиваются демократические институты, и тем самым создаются условия для движения страны по инновационному пути развития, то есть к инновационной экономике.

ArrayЭтот путь, в свою очередь, предполагает осуществление демократизации политической системы вкупе с восстановлением правовых институтов. В Азербайджане наблюдается этот процесс?

Лично я не наблюдаю и поэтому с пессимизмом отношусь к развернувшейся борьбе с коррупцией.

А раз так, то и власть не может и не будет реально бороться с коррупцией, так как тогда пришлось бы начать с себя как с первоисточника всех ее проявлений и разновидностей.

Не случайно Закон о противодействии коррупции в Азербайджане определяет ее как преступление исключительно материального характера, как дачу и получение взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и служебным положением с целью получения выгоды для себя или третьих лиц в том или ином материальном выражении. Однако коррупция - это преступление не только материального характера.

Сущность коррупции в сфере публичной власти состоит в использовании административного ресурса этой власти не в общественных интересах и целях, не для выполнения ее публичных функций, а в злоупотреблении этим ресурсом для получения неправомерного преимущества любого характера, извлечения личной или групповой как материальной, так и политической выгоды. Конвенция ООН, государством-участником которой является и Азербайджан, против коррупции установила в качестве одной из необходимых мер борьбы с коррупцией признание уголовным преступлением злоупотреблений влиянием и служебным положением с целью "получения какого-либо неправомерного преимущества", а также незаконного обогащения, которое определяется как "значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".

Если бы Азербайджан последовательно соблюдал эту конвенцию, то сегодня очень многие публичные должностные лица и чиновники различных уровней в нашей стране должны были бы сидеть в тюрьме как уголовные преступники. С другой стороны, международный опыт показывает, что можно успешно ограничить коррупцию в отдельно взятом министерстве, ведомстве. Бывало и такое.

Проблема в том, что этот успех окажется временным, если он не поддержан общим наступлением на коррупцию в масштабах страны. Это как на войне: можно завоевать плацдарм, можно его какое-то время удерживать, но такая локальная победа обернется поражением без общего наступления.

И тут, конечно, справедливо возникает следующий вопрос: а стоит ли все это усилий, не разумнее ли подождать общего наступления? Если продолжать те же военные аналогии, то ответ может звучать так: успешного общего наступления не бывает без подготовки. А подготовка - это разведка боем, взятие языков, формирование веры в успех, чего не может быть без предварительных локальных побед, и многое другое. Если все мы будем ждать общего наступления, то его никогда не будет.

Но опять же, в нынешних условиях, о которых упоминалось выше, мы можем рассчитывать только на локальные, а потому - временные победы. А общее, настоящее наступление на коррупцию пока нереально. Для этого нужна абсолютно другая политическая ситуация. Но даже локальные победы над коррупцией сейчас нужны, ибо они приближают изменение политической ситуации, ибо заражают людей верой в свои силы и тем самым приближают общее наступление на коррупцию.

Общий рецепт выглядит следующим образом: не существует какого-то одного лекарства, которое может избавить общество от коррупции; системная коррупция требует системного противодействия. Борьба на кухне с тараканами с помощью химических средств приводит, как известно, к временному эффекту видимого уменьшения их числа.

А чуть позднее выясняется, что выжили и снова размножились самые сильные, которых эти химсредства не берут. Между тем хорошие хозяйки знают, что лучшее средство от тараканов - держать кухню в чистоте, не оставлять немытую посуду и пол, усыпанный съедобным мусором.

Справедливо было сказано, что государство характеризует не столько уровень коррупции, сколько бескомпромиссность борьбы с ней.

Коррупция была всегда и везде. Одна страна отличается от другой только масштабами этой напасти и методами противостояния ей. Или, точнее, непротивостояния. Чем сильнее гражданское общество и институты права, тем труднее в этой стране выжить коррупции.

Коррупция существует везде, где есть дефицит продуктов и товаров, здравоохранения и права, свободы и ответственности. И, разумеется, где есть избыток неконтролируемой власти. Обычно в таких странах коррупционными сетями опутаны практически вся государственная власть, весь бизнес и большая часть общества. Время от времени в таких странах объявляется новый поход против коррупции. В качестве самых энергичных борцов с ней выступают все ключевые коррупционеры. Не - удивительно, что вся эта призрачная война ограничивается торжественной и шумной поимкой нескольких несчастных, которых объявляют "исчадиями ада и врагами рода человеческого". Оно, может быть, и так, но те, кто ловит, ничем не лучше.

Сегодня много говорится о продажности и коррумпированности полицейских, учителей, таможенников, налоговиков, врачей и т.д. Но не спешите их обвинять. Они не творцы коррумпированной системы, они ее винтики. Вы знаете, какова официальная зарплата врача, учителя, таможенника, налоговика, полицейского? Можно ли на эти деньги нормально прожить месяц хотя бы одному человеку? Вопрос риторический.

А ведь у многих семьи, и часто какой-нибудь сотрудник дорожный полиции, единственный в семье кормилец. Высокоморальный человек, особенно тот, которому не случалось бывать в тисках жестокой нужды, обязательно скажет, что бедность - не оправдание преступления.

Пожалуй, с этим человеком можно согласиться, но при этом заметить, что заработная плата, которую сегодня получают так называемые "бюджетники", - не что иное, как признак аморальности государства и деградации его основных институтов.

Врачи, медсестры, школьные учителя, вузовские преподаватели - все "бюджетники", получающие несовместимую с жизнью зарплату, вынуждены искать "подработку" и чаше всего незаконную. Государство смотрит на это сквозь пальцы и тихо радуется - пока люди воруют, они послушны и не опасны. Они на крючке.

И так не только с "бюджетниками". Так со всеми. Для малого и среднего бизнеса расставлены такие капканы, изданы такие законы, что, если все делать "правильно", просто ничего не получится. За нарушения можно хватать практически любого предпринимателя, у всех есть прегрешения перед законом. И не потому, что предприниматели по природе своей жулики, а потому, что законы невыполнимы.

И, наконец, коррупция сама по себе является следствием неэффективности решения проблем. Дело в том, что коррупция выполняет и важную полезную функцию: она сигнализирует о наличии проблем, как боль дает сигнал о наличии проблем в нашем организме. И точно так же, как мы, реагируя на боль, ставим диагноз и лечим болезнь, так и при противодействии коррупции необходимо прежде всего ставить диагноз нашим социальным болезням и лечить их.

Дело в том, что за коррупцию мы платим постоянно и не давая взяток. Мы платим за нее, когда покупаем молоко, хлеб, тапочки, лекарства; когда покупаем жилье, телевизор или машину. Для предпринимателей, как производящих нужные нам вещи, так и продающих их в магазинах, взятки - один из видов издержек, как плата за электроэнергию или аренду помещения. Любые издержки компенсируются ими за наш с вами счет, прежде всего с помощью повышения цен на товары и услуги. По грубым прикидкам экспертов, не менее пятой части цены - это дополнительная стоимость взяток и затрат на преодоление административных барьеров, которая накапливается в цене конечного продукта, который мы с вами покупаем.



Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1
Новости по теме:

"Марнеули-TV" будет транслировать уроки грузинского языка

Баку и Тбилиси укрепляют отношения

Сона Ахмедли пишет историю нашего спорта

Ожидается усугубление противоречий

Иранский жест Азербайджану

Другие новости раздела
 
Кто следующий?
И Джаббар Савалан стал "наркоманом"

Даешь воду, газ и электричество по новым коммунальным договорам
Данная инициатива направлена на более надежную защиту прав потребителей

Кто в ответе за наше прошлое?
Правительство не может спасти массовое захоронение

"Мой язык не умрет никогда"
Вспоминая азербайджанскую жертву египетских событий

Позитивных перемен нет
Институт прав медиа обнародовал свой отчет по ситуации со свободой выражения за январь этого года.

Эльмар Мамедъяров встретился с Хиллари Клинтон
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в воскресенье в Мюнхене в рамках 47-й Конференции по безопасности встретился с государственным секретарем США Хиллари Клинтон.

Изпод завалов АТС в Масаллы извлекли погибшую и еще одного живого
Из-под развалин взорвавшейся вчера Масаллинской АТС спасатели извлекли тело погибшей Кишвар Шахвердиевой.

Этибар Мамедов опроверг сообщения о бизнесе в Великобритании
Лидер партии "Милли Истиглал" Этибар Мамедов в беседе с "Туран" опроверг распространенную в СМИ информацию о том, что он занимается бизнесом в Великобритании.

Мэтью Брайза счастлив, что прибыл в Баку
Американский дипломат будет стремиться к укреплению двусторонних отношений, установлению мира и норм демократии



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика