Сегодняшняя гостья нашей газеты - Нигяp Гасанзаде, поэтесса, член Союза писателей Азербайджана, член Международного литературного общества PEN, лауреат Национальной академии Азербайджана.
- Нигяр, скажите, с вашей точки зрения, что такое поэзия?
- Ответ на этот вопpос одновременно может быть и невероятно прост, и сложен. А возможно, что его даже не существует в действительности.
Поэзия - это мой источник самовыражения, вдохновения, одна из основных формул моего жизненного пути, которая дана мне как индивидууму, для его верного прохождения. Я благодарна Творцу за это решение. Так получилось, что именно через поэзию я познавала тот мир, который мне дорог и которому служу, а не тот, с которым приходится считаться.
- Кого вы считаете своим учителем?
- Учителей у меня нет и не было. Были друзья - великие мастера слова и духа, которые из разных эпох и столетий вдохновляли, подсказывали, делились своим божественным даром и перед мастерством которых я склоняюсь душой и разумом по сей день. Я останусь верна и благодарна им до последних минут.
Я однажды сказала, что поклоняюсь великому восточному искусству стихосложения и что Серебряный век в русской поэзии остается для меня близкой эпохой... Думаю, серебро мне к лицу. Великий Насими, мистический Руми, Вазех, Саади, вечно молодой Мушвиг и далекие от тонкостей Востока и тех времен Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Ахматова и многие другие добрые имена, с которыми я не расстаюсь.
- Существует ли, на ваш взгляд, женская поэзия как отдельный феномен, как изолированное явление?
- Я предпочитаю определение поэт, нежели поэтесса, ибо считаю, что поэзия не должна, как музыка или живопись, клеймить себя конкретикой пола.
Однако я четко понимаю для себя, что поэзия, которую передает женщина-поэт в своих стихах, имеет определенное настроение и свои "подводные течения", не очевидные и не обязательные в стихах поэтов-мужчин. На мой взгляд, это легко объяснимо не только "анатомией" женщины, так не похожей на мужчину, но и ее отличным от мужчины духовным и интуитивным сложением. Тем не менее, этого, на мой взгляд, недостаточно для половой титуализации поэзии.
- Кому и чему посвящены ваши стихи последнего времени? Есть ли ведущая тема и конкретный адресат?
- Если вы спрашиваете, кому посвящена моя лирика сегодня, я отвечу: человеку, окружившему меня любовью и заботой, моему мужу. Отдельных слов не много, ибо в последние два года мои стихи погрузились в мое сокровенное "я". И больше говорят с душой, нежели с плотью. По поводу ведущей темы, - она только недавно была завершена. Я закончила работу над своим последним произведением - сказкой для взрослых "Маленький Сказочник и белая птица Нара". Это произведение писалось несколько лет, несмотря на свой средний объем.
ArrayОно охватило очень многогранный период времени в моей судьбе и претерпело немало превращений. Я верю в его долгую и благородную судьбу. И сегодня, когда работа наконец завершена, сказка как настоящее чудо уже успела привлечь и собрать вокруг себя своих ангелов, доброжелателей, которые, поверив в работу, готовы сыграть непосредственную роль в ее судьбе, за что я им, как автор, искренне благодарна.
К сожалению, пришлось успеть познакомиться и с теми, кто своим равнодушием и невниманием причинил временное, но болезненное душевное неудобство и разочарование. У каждой медали есть обратная сторона, как говорится. Так что, чтобы суметь радоваться, нужно устоять перед грустью. Будем стоять!
- А прозу вы пробовали писать?
- Сказка, которую я упомянула ранее, исполнена не только в поэмах, но и прозе, что для меня самой стало настоящим откровением.
- Как складываются ваши отношения с читателями и издателями?
- С первыми замечательно, точнее, я уверена, что читатели со мной согласятся - доверительно и искренне. Ибо я никогда не скрывалась в своих стихах, а была до неприличия откровенна, что, на мой взгляд, должно настраивать моего читателя на взаимную искренность в прочтении и восприятии моих стихов. Открывая дверь в себя, я знаю, что вызову на откровенность того, кто в нее войдет.
А с издателями - сложно. Думаю, иначе и не могло быть. Ведь я пишу далекую от коммерции и массовых вкусов сегодня литературу. И, к сожалению, поиск добрых издателей всегда малоприятен и несет за собой немало переживаний и хлопот. Я принадлежу к тому разряду авторов, которым легче написать новую книгу, чем стучать в двери. Я всегда надеюсь, что "кому-то это все-таки нужно", а значит - найдут, предложат, примут... Вот сейчас, например, снова жду и надеюсь, что издатель моей последней работы обязательно появится и, как в собственной сказке, станет ее добрым волшебником. Не хотите попробовать?
- Ваши сборники стихов - это ваше личное наболевшее, или все-таки, поэт может быть равнодушен к своим личным проблемам, когда "бросает" строки на бумагу?
- В моем случае - личное. Я дерзнула на правду в стихах, а значит, о равнодушии для меня не может быть и речи. Я верю и настаиваю на мнении, что поэт должен быть правдив. А о тех, кто пишет, точнее, верит и уверяет окружающих, что пишет стихи, не пережитые самим или не являющиеся для него источником его эмоционального и физического срыва, - на мой взгляд, заблудившиеся в литературе мошенники.
- Как, по-вашему, что главное в человеке?
- Человечность.
- В чем, на ваш взгляд, главное предназначение женщины?
- Думаю, у каждой женщины оно свое. Но верю, что есть одно объединяющее - быть женщиной.
- Есть ли у вас девиз по жизни, который помогает в трудную минуту?
- Не девиз, а умение улыбаться. Мне природа подарила такой волшебный трюк, который здорово выручает при необходимости. Улыбнусь и буду жить дальше.
- В Интернете сейчас стало популярным явление художественной озвучки стихотворений. Не было ли у вас такого опыта?
- Я неоднократно выступала в Баку с сольными благотворительными вечерами поэзии, на которых читала свои стихи в не совсем принятой для многих манере. Это были несколько театрализованные вечера, где музыка и иногда хореография оформляли чтение стихов. Эти поэтические исполнения не раз появлялись позже в Интернете. Я люблю эксперименты, даже если они не оправдают себя, и готова рисковать, если чувствую в них потребность и желание.
Также мои стихи неоднократно записывали на аудиодиски в музыкальной обработке как в Англии, так и на родине..
|